Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

Архимандрит Иоаким (Парр). Беседы на русской земле

Июль 18th, 2013

ioakim

Очень понравилась книга. Если подумать, то совершено не понятно, чем она мне понравилась. У архимандрита явно не деликатная манера общения :). И беседы обращены к монашествующим. И конкретных рецептов святости он не предлагает. И прямо воюет на человеческую лень и себялюбие. И все ж после чтения становится легко на душе. Как-то радостно. И верится, что жизнь по заповедям — это не заоблачные высоты, это здесь — рядом с нами.

 

Схиархимандрит Иоаким (Парр) «Беседы на русской земле». Издательство Сретенского монастыря, Москва, 2013. Воскресенский Новодевичий монастырь, Санкт-Петербург, 2013.

 

Стр. 33.

Никого нельзя заставить любить. Делать добро ближним без любви – это не любовь. Каждый знает, и я сам это испытывал, когда кто-то делает нам что-то искренно, по любви, или же по снисхождению и просто терпя нас. И когда кто-то вас действительно любит, вы также это знаете. Объяснить это невозможно, это некая мгновенная связь, возникающая между вами. Это – настоящее.

Когда вы встречаете кого-то, у кого на сердце мир, вы еще не знаете, чем именно он обладает, но вы хотите быть этому причастными. Вы видите цельность этого человека.

 

Стр. 41.

Если вы сейчас пойдете в свои кельи и вместо того, чтобы молиться, без благословения ляжете спать, вы глупы. «Господи, я хотела сегодня помолиться, но так устала…» Ох, замечательное оправдание! Бог скажет: «Я хотел тебя сегодня утром разбудить, но Я тоже устал». Мы же это от Бога не слышим.

Я стараюсь совершать молитвы вечером стоя, но из-за болезни я вынужден опираться на аналой. И что делать, иногда засыпаю. Один раз я проснулся под аналоем, сильно испугался, потому что не мог понять, что произошло, — оказалось, что я заснул и перевернул на себя аналой. На шум прибежал один из монахов и сказал взволнованно:

— Батюшка, с вами все в порядке?

— Да, не волнуйся, — ответил я, — я просто молился.

— Ага, — хмыкнул он в ответ, — я вижу.

Так что сейчас, заканчивая беседу, я говорю вам: идите, переворачивайте теперь ваши аналои. Лучше заснуть за аналоем на молитве, чем засыпать без всякой молитвы. Желаю вам доброй молитвы, но не желаю вам хорошего сна.

 

Стр. 44.

Апостол Павел говорит нам, что мы должны молиться непрестанно. Но каким образом это возможно? Может быть, это означает – стоять весь день на одном месте, постоянно повторяя Иисусову молитву? Или читать не останавливаясь Псалтырь? Или весь день возносить Богу прошения о еде, об уборке, о сне, об умывании и так далее?

Святые отцы говорят нам, что молитва – это сознательное памятование присутствия Божия.

Стр. 49.

…тогда мы начинаем возмущаться: «Ну что такое, все постоянно от меня чего-то хотят!» Они бы не хотели от тебя ничего, если бы у тебя ничего не было. В этот момент им нужен не ты, а то, что ты им можешь дать… Господь послал ко мне моего брата, давая мне этим шанс проявить к нему любовь, но этот брат был для меня лишь источником раздражения. Это потому, что я люблю себя!

 

Стр. 57.

Вам нужно просить, вам нужно вымаливать возможность причащаться часто – не только лишь присутствовать на литургии, но молить Бога о том, чтобы в вас жило желание непрестанного причастия. Некоторые люди говорили мне: «Но я должен быть готов причаститься!» Конечно! Помните, в Новом Завете – Христос уже распят, умер и воскрес, и Он идет по дороге в Эммаус и, подойдя к Луке и Клеопе, спрашивает их: «Что случилось в Иерусалиме?» Ему отвечают: «Неужели Ты один из всех не знаешь?» И всю дорогу в селение Он говорил с ними о евангельской истине. Они не понимали, потому что сердца их не были готовы. Но когда Он сел с ними и преломил с ними хлеб, дал им Евхаристию, глаза их были открыты и они увидели, Кто перед ними. Без Бога и Евхаристии ваши глаза не будут открыты и вы никогда не увидите, кто вы.

 

Стр. 60.

Я помню, однажды я посещал своего духовника. Рядом были еще люди, и мне случилось критически высказаться в адрес одного человека. И мой духовник сказал: «Не замечательно ли, что тебя и меня Бог сотворил совершенными?» Вот что в реальности мы утверждаем, когда осуждаем ближнего. В этот момент мы забываем о своей собственной испорченности.

 

Стр. 96.

Боль – это часть жизни. Переносить ее трудно, но не невозможно. Вы будете очень страдать, если думаете, что жизнь возможна без боли. Итак, когда боль приходит, вы начинаете думать, что происходит что-то глубоко неправильное. Да, конечно, что-то глубоко неправильное действительно происходит, название этому – наша смертность, мы все в процессе умирания. И боль только напоминает вам об этом. Но она – неотъемлемая часть жизни.

 

Стр. 113.

Если в течение дня вы заняты тем, чтобы показать Богу, что вы любите Его, и сердце ваше непрестанно беседует с Ним, молясь о том, чтобы остаться с Ним наедине, сделать это вечером вряд ли покажется вам сложным. Но если то, чем вы заняты в течение дня, вы рассматриваете как работу и груз, от которого вы торопитесь освободиться, вы весь день думали о себе – и вечером вы также будете продолжать думать о себе. В этом случае вас захватывает себялюбие, и когда вы вечером закроете дверь своей кельи, все, чего вам будет хотеться, это лечь спать.

 

Стр. 117.

Мы приходим в монастырь из-за понимания, что в одиночку жить по Евангелию очень трудно и даже, может быть, невозможно. Поэтому Церковь утверждает две основные формы жизни – брак и монашество, ибо оба этих состояния представляют собой разные формы общинной жизни и помогают человеку прийти к Богу. Основное положение монашеской жизни – равно как и жизни в браке! – это то, о чем говорится в Писании: если ты хочешь быть совершенным, отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной.

 

Стр. 139.

Вы спросите: а что такое любовь? Во-первых, уверяю вас, любовь – это не то, что люди должны оказывать вам. Любовь – это всегда то, что вы должны отдавать другим. Таким образом, если в центре каких-либо взаимоотношений стоите вы, то можете быть абсолютно уверены, что вы находитесь на ложном пути.

 

Стр. 142.

Я не подхожу для того, чтобы сказать: «Ты это делаешь правильно (или не правильно)». Я расспрашиваю их, как они поживают, как они себя чувствуют, что у них происходит. Когда кто-нибудь из них говорит что-то вроде: «О, отец Савватий меня с ума сводит своим поведением!» — я отвечаю: «Это потому, что у тебя есть собственные планы на то, что он должен делать, а он их не выполняет. Он тебя не ублажает, поэтому ты и раздражаешься. Почему бы тебе не отложить свои планы на отца Савватия в сторону и просто любить его?»

 

Стр. 161.

Когда Господь говорит «Возлюби ближнего твоего, как самого себя», это не означает, что Господь заповедует любить себя. Это означает, что мы настолько одержимы любовью к себе, что мы должны энергию любви к самим себе развернуть в противоположном направлении.

 

Стр. 177.

Вы спрашиваете: как насчет частого причастия? Человек должен жить так, как если бы он непрестанно приступал к Евхаристии. Если мы обидели кого-то, мы должны оставить все и попросить прощения. Мы должны постоянно молиться. Мы должны жить по Евангелию. Вот что требует исправления, а не то, идете вы или не идете к причастию.

Никто на этой земле – никто! – никогда не был и не будет достоин причащаться. Бог приглашает нас сделать это, испрашивая Его прощения. Готовясь самым тщательным образом, мы приходим принять Его Тело и Кровь, чтобы Он исцелил наши душу и тело. Причастие – это одновременно врачевство и пища для души и тела. Итак, как часто нужно причащаться? Вы должны жить так, чтобы вы могли причащаться ежедневно. Это означает, что вы должны изменить свою жизнь. Это не означает, что вы должны тут же кинуться в очередь к причастию.

 

Стр. 192.

Апокалипсис является символической и таинственной книгой. Только Церковь  способна ее трактовать – и Церковь не создала однозначного ее толкования. Следовательно, мы, грешники, не имеющие подлинного знания Священного Писания, должны оставить толкование этой книги до тех пор, пока Церковь не сделает это сама. Подобные личные толкования, на мой взгляд, не являются духовно полезными и отвлекают людей от того, что им действительно необходимо делать, создавая панический страх перед вещами, с которыми мы сделать ничего не можем.

 

Стр. 198.

Кто может нам гарантировать, что завтра мы соберемся здесь в том же составе? Никто! Я так много похоронил людей, которые строили планы на тот день, в который я совершил их отпевание.

 

Стр. 231.

Если ваш духовник – это вы сами, то у вас глупый духовник.

 

Стр. 233.

Если вы будете заниматься только тем, что будете привлекать людей в Церковь, но в равной степени не будете бороться за свою собственную святость, вас ждет поражение. Очень важно, чтобы вы понимали, что миссионерская деятельность имеет двоякую природу, которая складывается из проповеди Евангелия, с одной стороны, а с другой – из жизни по Евангелию. Это одновременно одно и то же и не одно и то же, потому что если вы проповедуете Евангелие, но не живете по нему, то вы на самом деле не проповедуете Евангелие. Если вы живете по Евангелию, но не проповедуете его, вы не живете по Евангелию.

 

Стр. 242.

Если вы высоко поднимите Евангелие, люди захотят его. Люди не живут по Евангелию, потому что они о нем не слышат, они его не видят, они не могут его потрогать.

 

Стр. 243.

Подлинный аскетизм заключается не в еде, сне или в чем-то подобном. Подлинный аскетизм  — сделать себя открытым для других, никогда себя от них не отгораживая, но помня о нуждах близких. Преподобный Никодим Святогорец говорит: монах должен всегда оказывать заботливое внимание к нуждам других людей, но никогда не проявлять любопытства. Ибо забота имеет ввиду нужды ближнего, а любопытство – твои собственные.

 

Стр. 246.

Недавно ко мне пришла женщина, вся в слезах. У нее умерла сестра, и женщина не переставала задаваться вопросом:  почему Бог сделал это с нами? Я ответил:

— Может быть, Бог сделал это, чтобы ваша сестра могла отдохнуть от вас!

Женщина была шокирована, но я продолжил:

— Ваша сестра, как и вы, принадлежит Богу. И Бог может призвать вас к Себе домой тогда, когда Он захочет, потому что мы созданы для того, чтобы быть с Ним. Итак, какая разница, когда Он нас призывает?

 

Стр. 253.

Если перед тем, как начинать разговор, вы подумаете о Божией Матери, вы скорее всего так и не начнете говорить. Она так мало говорила, но – смотрите, сколько сказала нам Своей жизнью.

 

Опубликовано в Святые отцы, Чтение

12 Responses

  1. Таня

    Удивительные цитаты, спасибо!

  2. Olga

    Тебе тоже они показались удивительными!
    Какое живое слово, да?

  3. Таня

    Живое и «по-живому» прямо режет(на счёт себялюбия и лени).

  4. Olga

    Интересно, почему так получается?!
    Сколько начинаешь читать книг духовно-наставительных — и закрываешь. Не берет и все тут. Слова падают в колодец сознания и канут где-то на дне. А у архимандрита Иоакима все слова такие не причесанные, что спокойно до дна проскочить не могут: обязательно за стенки зацепятся и что-то там всковырнут :).

  5. Ольга Мач

    Я думаю, это потому, все что он пишет — это его личный опыт, он сам это увидел, услышал, прочувствовал.
    А есть книги-«пересказы»…Может поэтому и не берет?

  6. Таня

    Интересно, почему так получается?!

    Может это сходство душ?

    Сегодня прочитала в жж ваниной крёстной:

    «Господи! Научи меня касаться каждого человека тем боком, который у меня с ним рифмуется.»

  7. Olga

    Если говорить о родстве душ, то не о моей и архимандрита Иоакима, а о родстве его души со Христом. Как слова Христа вызывали удивление и заставляли говорить «Кто этот человек? Не сын ли плотника? Откуда у него такие слова?», так и здесь.

    То, что личный опыт — это без сомнений. Но еще, мне кажется, что он этот опыт не теоризирует, не обобщает и не подводит под слова святых отцов. У других тоже личный опыт, но они как будто не имеют дерзновения говорить от себя. А может, смирения не хватает, и когда начинают говорить от себя, получается, что вещают. Поэтому и ищут какие-то общие основания.

    А может быть даже, что он говорит о самом главном. И самое главное у всех одно и то же. Все второстепенное совершенно отсечено.

  8. Olga I.

    А почему слова «не причесанные»? По-моему, отлично написано, во всех отношениях.

  9. Olga

    «Не причесанные» в том смысле, что не подобранные с мыслью «как бы не задеть, как бы помягче сказать».

    Там еще такая история была. Архимандрит Иоаким рассказывал историю, как одному страдающему осуждением монаху его духовник сказал положить на язык крестик и два дня так носить его. Так что он просто физически не мог сказать слово осуждения никому. Слушая эту историю, одна монахиня спросила «как же он кушал?», на что архимандрит Иоаким сказал ей «вам не нужно кушать! посмотрите на себя!» Грамотно все, но совершенно «не причесано».

  10. Olga I.

    Недавно читала «The Confession» by John Grisham. Книга оч. тяжелая, впрочем, я о другом. Был там один главный герой, замечательный американский пастор, который в своих пламенных проповедях обычно обходил стороной вопросы однополых браков и т.п., чтобы ненароком не задеть никого из паствы. Но это же не наш метод!!!

    Последняя история тоже отличная.

    Я под причесанностью фраз понимаю их внешнюю форму, с которой у автора все на высоте. Просто, ясно и верно. Насчет политкорректности — достает временами. Увижу книгу, обязательно куплю и почитаю.

  11. Таня

    То же бы почитала. :-)

  12. Olga

    Да, книга стоящая. Если не найдете где купить-почитать, скажите — я вам из Тамбова пришлю :).

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.