Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

Священник Илий с сыновьями

Март 21st, 2011

Подбирая материал для работы, узнала интересные вещи, которые мне пока не понадобятся, но которые не могу не записать.

История про первосвященника Илия, который небрег о своих сыновьях и был наказан вместе с ними, довольно часто приводится в книгах по воспитанию детей. Но когда почитаешь эту историю в самой Библии, то много открытий можно сделать.

Илий — первосвященник, его сыновья — священники. Сам Илий не был как-то особенно неблагочестив, но о сыновьях его сказано: «не знали Господа и долга священников в отношении к народу» (1 Царств 2,12-13). Что же они такого делали? Когда кто приносил жертву, они либо прямо из котла требовали себе часть, либо вообще, до принесения жертвы Богу, брали сырое мясо. И если кто им пытался возразить, брали силой. Причем в Библии прямо говорится, что в грех им вменяется не то, что они Божие себе брали, а что «они отвращали от жертвоприношений Господу» (1 Царств 2, 17). Не меньше этому отвращению служило то, что Офни и Финеес «спят с женщинами, собравшимися у входа в скинию собрания» (1 Царств 2,22).

Насколько это развращало народ, можно представить, если учесть, что храм был один, первосвященник один и сына у него два. Вот это посредники между Богом и народом Господним.

В общем, началась война. Израильтяне проиграли. Но не это удивительно. Удивительно то, что Офни и Финеес нисколько не понимали, насколько они далеки от Бога. Не понимали, что делают. Они были убеждены, что у них все нормально. Старейшины Израиля решаются, чтобы победить филистимлян, взять в сражение ковчег завета Господня. И взяли его именно Офни и Финеес! Пошли воевать именем Божием. Они были священниками и этого было достаточно. Считали себя достойными. И Илий тоже. Либо просто не остановил их. Еще раньше Господь сказал Илию все, что думает по поводу него, его сыновей и их поведения, предрек наказание всему его роду.

Закономерны итог: ковчег завета не помог израильтянам, они проиграли, а сам ковчег, эта величайшая святыня, был похищен филистимлянами. Оба сына Илия убиты, а он сам при вести о их смерти и о похищении ковчега «упал с седалища навзничь у ворот, сломал себе хребет и умер» (1 Царств 4,18).

Правда, ковчег завета филистимлянам радости не принес: в какой бы город его ни приносили, там начинались такие беды, что в конце концов филистимляне начали искать способа вернуть ковчег обратно. Но это уже другая история.

UPD. Сам Илий был наказан не просто потому, что он небрег о воспитании: само по себе это не такое страшное дело, если дети не кидают тень на Самого Бога. Дети Илия подрывали веру Израильского народа, а Илий не предпринимал никаких мер, чтобы защитить Бога, своих сыновей наставить или отстранить от священства ему было сложнее, чем терпеть оскорбления Господу и падение всего народа. Поэтому пострадал он не за грехи своих детей, а за свои собственные, свое собственное отступление от Бога.

Подтверждением этого служат дети сменившего его пророка Самуила, которые также не были благочестивы, «уклонились в корысть и стали брать подарки от приходивших судиться к ним, судили по дарам и совершали суд несправедливый». Но поведение их не было следствием небрежения Самуила.

Опубликовано в Библия, Чтение

2 Responses

  1. Ростислав

    О ветхозаветном духовенстве и их детях тут по сути?

  2. Olga

    Ветхозаветное духовенство вряд ли исчерпывается двумя примерами: Илием и Самуилом. Да и народ сам в то время был заражен язычеством, поэтому по этой зарисовке нельзя судить, какова степень вины священников в общем отступлении народа. Так что таких глобальных названий я бы не давала.
    Мне тут интереснее внутренняя, личная сторона: грех против Бога и отношение к нему, вообще, понимание того, что есть грех, что близость к святыне сама по себе не дает этого понимания. И еще, что для святости ребенка необходима святость родителей (я о матери Самуила Анне), но святость родителей не есть гарантия святости ребенка.

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.