Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

Дети, верность, вера

Май 4th, 2013

20130504-134307.jpg

Прочитала недавно в одной книжке, что вера в Православии — это вера Личности, и верность Личности.
Действительно, человек переживает встречу со Христом, влюбляется в Него и хранит Ему верность. Именно про это Достоевский писал, что Христос ему дороже истины.

А почему дети идут в храм? Почему они верят? Ведь их встреча со Христом еще впереди. Думаю, они тоже верны тому, кого любят — своей маме. Они ей верят. И идут в храм без сомнений, когда доверяют без сомнений.

Сколько шагов отсюда до рождения в них веры во Христа? Думаю, что еще одна ступень — это вера в папу. Она позже должна появиться. Нет, конечно, они и маленькими любят папу, но также как Бога — из-за верности маме. Но его личность для них до времени закрыта. Когда они начнут шагать за пределы семьи, когда обратятся к обществу, тогда им откроется и общественная деятельность папы. Общественная — не в смысле «социальная», а в смысле «направленная к обществу, осуществляемая в обществе». В этой общественной деятельности раскроется личность папы. Дети оценят эту деятельность и, почувствовав в ней благо, станут верить папе, станут верны ему.

А от папы уже можно делать шаг до веры в Бога. Роль родного отца им уже понятна будет, и узнать среди разных ощущений и переживаний знакомство с Отцом, с Богом — не составит труда. Душа подскажет, что встреча состоялась. Узнав — не возможно не полюбить. Полюбив, не возможно не хранить верность.

Так, мне кажется, должно происходить в жизни ребенка. Все устроено в человеке и обществе так, чтобы он познавал Бога. Но когда эта последовательность почему-то нарушается — человеку сложно дойти до конца. Либо мама не рождает любви к себе. Либо папы нет. Либо он таков, что искажает замысел Божий о человеке. Это вводит ребенка в заблуждение и дает неверные координаты для будущей встречи с Богом — и тот проходит мимо идущего к нему Христа, не узнает.

Опубликовано в Дети и православие

16 Responses

  1. Таня

    С большим интересом, чувствую — и пользой прочитала, спасибо!
    Но ещё думаю Господь силен и восполнить искажённое или отсутствующее с преизбытком. У нас один прихожанин в детском доме воспитывался, такой он веры-«горячей».

  2. Olga

    Танечка, конечно. Все мы по милости Божией были призваны в христиан, услышали зов и воюем понемногу :). Этот путь, путь воцерковления детей атеистического государства, известен и на глазах. Мне хотелось понять, как христианин вырастает, а не становится таковым в зрелом возрасте? Как вырастают верующие дети из верующих семей? Как это задумано Богом и бывает в идеале? Какие условия этому способствуют, а какие мешают?

    Среди моих знакомых нет никого, кто бы вынес веру от родителей и из детства, кто бы не помнил себя не верующим. И такое впечатление, что иначе и быть не может. Но ведь может. И это прекрасно, наверное, пронести веру от рождения до смерти.

  3. Olga I.

    «И это прекрасно, наверное, пронести веру от рождения до смерти.»
    The seaweed is always greener in somebody else’s lake (c) Проще говоря, хорошо там, где нас нет…

    Оль, а ты думала, почему чуть раньше воцерковленное государство так быстро стало атеистическим?

    Душа человека — сложная система, а сложная система (по определению) непредсказуемая вещь. Одни и те же условия одному помогут веру обрести, а другому потерять. Как тут поймешь?

  4. Olga

    Заметь, что я не говорю ничего об условиях. Не говорю о том, какая мама и какой папа, каково положение семьи, ее доходы, уровень образования и география местожительства.
    Единственное условие — любовь матери и благой труд отца.
    Естественно, что одна мама строгая, другая мягкая, третья вообще пашет и детей не видит. Но если она любит — дети это будут знать. Равно также и с папой — он может быть кем угодно и сколь угодно много/мало проводить времени с детьми, быть мягким/строгим. Главное — насколько его труд благ с точки зрения Евангелия. Любящая мать и трудящийся во благо отец не могут быть условием, которые поспособствуют потере веры. Хотя и гарантией обретения они, конечно, не являются. Они дают базу.

    Если рассмотреть вот так, то православная Российская Империя — некудышний пример воспитания детей в вере. Я не считаю дореволюционную Россию воцерковленной. Даже не берем какие-то конкретные церковные знания и практики. Чисто в нравственном отношении евангельские ориентиры были сильно сбиты, было много хуже, чем сейчас.

  5. Olga I.

    Видишь, любовь матери и благой труд отца — это уже огромное условие, так сказать, само по себе. Остальное действительно не принципиально… Почему не говоришь о любви родителей друг к другу?

    Чем были сбиты ориентиры ранее, до революции? (Я с этим не спорю, заметь, ни разу, оно очевидно вполне. Хотя б в литературе — все метания героев, искание смысла жизни и веры, при этом как будто никто не знал, что есть храмы и таинства.)

    Зачем ты ищешь ответов о становлении веры? Ведь не найдешь все равно:)

  6. Olga

    Ответов не ищу. Просто сканирую и анализирую все вокруг. И мне показалось, что наткнулась на ответ.

    Не считаю, что есть вопросы без ответов. По крайней мере, не в области человеков :). Считаю, что ответы часто слишком просты для изощренного ума сегодняшнего человека. Ум отказывается видеть ответ в наскальных каракулях, ему высокие материи подавай. Именно поэтому сегодня никого не трогает Евангелие — слишком примитивный, на взгляд современника, текст.

    По поводу любви супругов друг к другу — я пока не определилась. Однозначно, что это имеет значение: пока ребенок не узнал папу, он любит его настолько, насколько видит любовь мамы к нему, то есть сквозь призму семейных эмоций.

    Ну а что есть супружеская любовь — у меня тоже есть соображения, которые пока не оформились во что-то конкретное, но для меня самой носят революционный характер :). Возлюбленный у человеческой души может быть только один — Христос, а супруг — это ты сам, только в отдельной оболочке :). Не собственно ты, а другая часть тебя :). Точнее пока не могу сказать.

  7. Olga I.

    Возражу. Евангелие сегодня никого не трогает, потому что сегодня его никто не читает. Типа, знают примерно, о чем там, по разным источникам сомнительной достоверности, а первоисточник не считают нужным в руки взять. Кто читает — того просто сам текст трогает, уже его красота…

    На мой современный взгляд, сложно у тебя все :) Слишком :)

    Дети папу вполне себе сразу любить могут, да и любят :)

    Вообще я, наверное, агностик (или что-то вроде). Тело человеческое не изучить, как я по врачам поняла, а душу-то как? Люди часто находят ответ на вопрос, который потом оказывается не исчерпывающим или неверным. Но ты, конечно, ищи :)

  8. Таня

    И это прекрасно, наверное, пронести веру от рождения до смерти.
    Думаю да. Недавно перечитывала книгу про о.Фёдора Соколова.
    Меня интересует вопрос существования неверующего ребёнка в верующей семье. Ну когда совсем маленький, понятно что он при маме с папой, а когда постарше?
    Как тут найти меру этого доверия маме (родителям)?

  9. Olga

    Оль, папу любить с ранних лет — оно конечно, я не про то, я про любовь к папе как к трудящемуся на какой-то ниве, младенцам эта любовь недоступна просто потому, что этих нив они не знают :).

    Сложно? Может быть. Может быть, у каждого должны быть свои слова. Мне кажется, что у меня просто. И для себя я убрала много нагромождений, бывших до этого.

    Тань, что ты имеешь ввиду под неверующим ребенком: отрицающего Бога или отрицающего Церковь?

  10. Таня

    Имею ввиду ребёнка, который доверяет верующей маме, но в котором не чувствуется (если это возможно чувствовать со стороны) «искра знания Бога». Я знаю людей, которые Бога не отрицают, но и встречи с Богом у них «не было», «не переживалось», поэтому они себя верующими назвать не могут.

  11. Olga

    Ну, по мне так это нормально.
    Это не во власти родителей или кого-то вообще: организовать встречу с Богом. А без этой встречи нет любви ко Христу, Церковь пуста.
    Я надеюсь, что веры в мамину веру, а потом и в папину веру моим детям достанет до того момента, когда Господь к ним постучит в сердце. Ну а если нет, я лично только об одном буду просить детей — не говорить плохого, не оскорблять ни в коем случае ни Бога, ни Церковь, ни убеждения верующих. Что-то доказывать ребенку считаю вредным, а уж принуждать — недозволительным.

  12. Таня

    «Ну, по мне так это нормально.»
    У меня есть чувство, что это как-то не принято проговаривать (озвучивать)среди верующих.
    Это не во власти родителей или кого-то вообще: организовать встречу с Богом. А без этой встречи нет любви ко Христу, Церковь пуста.
    Полностью разделяю.
    В связи с этим хотелось бы обсудить некоторые моменты.(Заранее прошу простить моё корявое выражение словами своих мыслей).
    У меня нет опыта участия в Таинствах, хождения на службы, , молитвы, поста как неверующего человека.Поэтому я не могу понять, что ощущают мои дети, когда они идут этим путём лишь по доверию к моей вере.Чем дети старше, тем страшнее мне где-то перегнуть палку, подорвать это доверие, я очень осторожничаю. Никого нет близко кто бы так «нащупывал», как будто и есть только эти два крайних полюса: вера(это про тех, кого видно на всех службах) или отрицание (ну, с этими всё ясно…). Со стороны выглядит, что я жалею своих детей и слышу предположение, что такое жаление только всё более их будет расслаблять .
    И вот ещё. я очень переборчива.
    Говорят, что если пришёл в церковь к Богу, то тебя уже ни что не остановит: ни ворчащие бабули у входа, ни что-либо другое «людское». недолжное, что можно в церкви встретить.это я знаю по собственному опыту. А как насчёт детей? Они пришли не «по зову», они пришли «с мамой». как у них отпечатается на сердце «недолжное людское», встреченное в церкви? Нужно ли по мере сил их от этого ограждать?

  13. Таня

    У меня не стало опции редактировать комментарий, не могу поправить опечатки :-(

  14. Olga

    Тань, проговаривать, действительно, не принято. Кто в жизни с этим сталкивается, тот начинает считать свою жизнь отклонением от некой общецерковной нормы. Но я, после опыта знакомства с епархиальной жизнью и, особенно, отношениями внутри духовенства, намного смелее высказываю мнение, что сложившиеся нормы внешнего поведения христиан ошибочны и многие священники ошибаются в своих наставлениях, касающихся воспитания детей. При том, что цели я ставлю такие же — познание своими детьми Бога и спасение их душ в вечности, которые я не мыслю без Православной Церкви, мне мои «заскоки» и «отличия» сходят с рук в верующей среде. О плодах говорить рано, конечно, но, по крайней мере, мне еще не довелось сталкнуться с отрицанием Бога и (или) Церкви, что многие верующие подруги, приучающие детей к вере, уже в своих детях обнаружили.

    Я могу поделиться тем представлением, которое формирую у детей. Конечно, это не продуманная искуственная теория, которую я внедряю и все такое. Это просто искренняя реакция на их запросы в определенном ключе. Чтобы они чувствовали необходимость в Церкви вне зависимости от людей и событий вокруг, как это чувствую я.

    Если собрать в кучу все сказанное им когда-то и еще и то, что я скажу при случае, то получается, что к центре всего — Древо Жизни из Рая. Оно было особенное — сообщало свойство вечности всем, кто употреблял его плоды. Адам и Ева ели от этого дерева и были вечны. После грехопадения доступ к дереву им был закрыт, чтобы не сообщить свойство «вечности» тому греховному состоянию, которое их поразило. Христос через Свою жертву снова открыл доступ к этому Древу: через покаяние человек очищает душу и приступает к Причащению, которое и есть современное Древо Жизни. И приобретает свойство вечности. Приходя причащаться, мы повторяем путь Адама и Евы в Раю к Древу Жизни. Что мы встречаем на этом пути — второстепенно. Главное, очистить душу от греха и дойти сорвать плод.

    Как-то коряво и в то же время нежизненно все это записывается. С детьми в разговоре, когда по капле, по мысли это высказывается, все по-другому. Но Причастие — это стержень, на который нанизывается все остальное. Лейтмотив всего — нельзя не причащаться. Я и им никогда не говорю «давно мы в церкви не были» (а мы сейчас никакой регулярности в посещении храма не имеем), а говорю «давно мы не причащались». И хожу не со всеми сразу, а делю детей, чтобы «по-человечески» сходить, без нервов. И говорю «на прошлой неделе Таня и Женя причащались, на этой мы с Ксюшей и Федей пойдем».

    При этом я и при детях свободно обсуждаю какие-то бытовые вещи, касающиеся верующих и священников. Ну, не знаю какие, например, что священник в последний раз перед причастием очень настойчиво просил пропустить младенцев, народу полно, чтобы дать дорогу огромному числу взрослых с младенцами на руках, приходилось просто сдавливаться остальным. А среди остальных — старики, женщины, дети 7-12 лет, которые пришли к 7 утра и уже еле стоят на ногах. Я дома мужу рассказывала и поделилась сомнением в целесообразности причащения младенцев первыми: я понимаю, когда кричат совсем малыши, но по большей части эти розовощекие недавно проснувшиеся крепыши на руках у родителей могли бы и еще минут 15 посидеть, пока причастят остальных. То есть такие вещи говорятся. Но табу все же есть: насмешка, колкость над всем, что касается Таинства, Церкви и Бога или духовенства — очень строго пресекается.

    «Недолжное людское» в Церкви, мне кажется, отражается в детях так же, как и любое «недолжное людское». У них нет, на мой взгляд, повышенных требований к Церкви, как у взрослых людей. И, естественно, от всякого недолжного детей нужно ограждать. Просто не любыми средствами. Нельзя лгать, на мой взгляд. Нельзя представлять дурное хорошим. Если вопрос возник у ребенка, если он уже что-то заметил, то нужно объяснить. И нужно сказать, что кто-то, даже супер верующий, поступил плохо, если это так. Причем, на мой взгляд, это нужно не только детям, которые личной встречи с Богом не имеют. Это даже больше нужно и тем, кто такую встречу пережил и пришел в храм по зову. Дети еще могут встретить Христа и пересмотреть свои детские взгляды. А те, кто уже встретил, кто пришел по зову — у них второго шанса может уже и не быть, а от фальши они отвернутся еще быстрее, чем дети.

    Мне особо не высказывают знакомые, что я что-то не так делаю с детьми. Возможно, моя личность просто не располагает к открытой критике даже тогда, когда несогласие висит в воздухе. Муж только говорит, что я слишком мягка с детьми. Какие-то проступки их (порвали джинсы, не туда залезли в Интернете, не помогают по дому) я очень легко прощаю, даже не наказываю, просто высказываю свое расстройство такими вещами, а когда дойду до ручки: наору, а следом попрошу прощения, что наорала :). Все свои силы я убиваю на то, чтобы дети не обижали друг друга, не говорили гадости, откликались на просьбы. Это крайне актуально у нас: дети очень скученны и много времени проводят вместе на маленькой территории. И я всерьез сержусь, когда один обижает другого. Ни одного такого поступка не оставляю без замечания, всегда говорю, что нужно было вот так ответить, что вот в этой фразе прозвучало слишком обидное слово и т.п. У меня иногда такое впечатление, что все мое воспитание на этом и сосредоточено, в остальных моментах воспитательная функция у меня отдыхает. Я ни к чему не приучаю больше детей.

  15. Таня

    «Какие-то проступки их (порвали джинсы, не туда залезли в Интернете, не помогают по дому) я очень легко прощаю, даже не наказываю, просто высказываю свое расстройство такими вещами, а когда дойду до ручки: наору, а следом попрошу прощения, что наорала :). Все свои силы я убиваю на то, чтобы дети не обижали друг друга, не говорили гадости, откликались на просьбы. Это крайне актуально у нас: дети очень скученны и много времени проводят вместе на маленькой территории. И я всерьез сержусь, когда один обижает другого. Ни одного такого поступка не оставляю без замечания, всегда говорю, что нужно было вот так ответить, что вот в этой фразе прозвучало слишком обидное слово и т.п. У меня иногда такое впечатление, что все мое воспитание на этом и сосредоточено, в остальных моментах воспитательная функция у меня отдыхает. Я ни к чему не приучаю больше детей.»
    Обалдеть насколько это и про меня написано!!!
    Муж ещё мягче с детьми чем я, он правда редко с ними по долгу находится и то время пока они вместе легко находит чем с ними заняться. Ситуации , когда они (папа и дети)исчерпали свою занятость и стало проявляться обычное детское поведение(которое чаще всего выпадает на мою долю), в котором они конечно и отца могут довести превосходя всё его терпение-редки.
    Мне особо не высказывают знакомые, что я что-то не так делаю с детьми. Возможно, моя личность просто не располагает к открытой критике даже тогда, когда несогласие висит в воздухе.
    Местный батюшка настолько предоставляет свободу тебе, что для себя самого это как-то неожиданно и в тоже время начинаешь чувствовать ответственность за свои решения. При этом он всегда скажет, если тебя совсем не туда заносит, или совет спросишь в любой области-всегда открыт. Русский священник по-моему привык, что он моих детей почти не видит. Потому что я пою и ряд других обязанностей имею и просто не могу допустить, чтобы дети были в храме «сами по себе». А вот среди прихожан (нас мало и мы все слишком друг у друга на виду) есть некоторое непонимание, я его ощущаю как желение меня что я так желею своих детей. Причём моя личность как раз располагает к тому, чтобы мне давать это почувствовать. Я не очень страдаю, но я колеблюсь и задумываюсь. Я точно не могу делать «как все», это прямо сердце моё не принимает, но и на своём пути я не уверенна, я прислушиваюсь, приглядываюсь к детям. При этом я понимаю, что не они должны рулить ситуацией. Это какое-то совместное достижение: от них-доверее ко мне (в том смысле, который вложен в это понятие в твоём посте) и моим ощущением детей (что они переживают, как всё воспринимают, как относятся).И такое чувство, что такой компромисс на конвейр не поставишь, каждый раз надо к этому идти.

    ««Недолжное людское» в Церкви, мне кажется, отражается в детях так же, как и любое «недолжное людское». У них нет, на мой взгляд, повышенных требований к Церкви, как у взрослых людей.» очень интересная мысль, как хорошо, что ты её подметила! Я имею только горький опыт родного человека, которого не так встретили в церкви и он теперь туда «ни ногой».Но это человек сложившийся, со многими ожиданиями. Меня в целом часто обвиняют в излишнем ограждении детей. Я советовалась с монахом из Троице-Сергиевой Лавры (приезжали как-то к нам) и он меня поддержал, сказав приблизительно что и деревце ограждают пока не окрепнет, потом мол ему ветра не так страшны. Бытовые вещи мы тоже часто обсуждаем, хватает и нам чего обсудить :-), но мне кажется дети чувствуют тут наше устроение, в котором мы находимся при этом. Бывают конечно вещи, которые выпадают для личного переживания, например мне и я думаю отдельные моменты нужно в себе пережить.
    С большим сердечным откликом прочитала о Причастии, о жизни в Церкви. Ты зря пишишь, что нежизненно вышло записать. Мне кажется я уловила , что именно ты хочешь деткам донести, может потому что я пытаюсь донести тоже самое? Спаси Господи, что не зарываешь свой талант, а так потрудилось описать!

  16. Olga

    Тань, твоя правда в том, что нет никакого проторенного пути и никакого однажды принятого решения. И то, что работало вчера, сегодня нуждается в пересмотре. Каждый раз прислушиваешься и решаешь заново, как поступить.
    Наверное, это и со всеми людьми так, не только с детьми. Просто мера ответственности за детей так велика, что здесь это особенно чувствуется. А вот с другими людьми мне этой гибкости очень не хватает, я все больше полагаюсь на однажды составленное о человеке мнение, и только под влиянием серьезных обстоятельств меняю его.

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.