Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

Сериал «Апостол»

Апрель 10th, 2008

Сериал “Апостол”Посмотрела на DVD сериал «Апостол». Очень понравился. Мужу не очень. Решила посмотреть отзывы в интернете. И отзывы в основном двух типов: 1) полное фуфло, исторически недостоверно, полно несостыковок; 2) великолепно, просмотрела на одном дыхании, Миронов великолепен.

Мне стало обидно. Ну почему надо по-женски, сентиментально восхищаться актером или смотреть на буквальное содержание фильма? Почему надо искать несостыковки? Кто хочет восстановить достоверную картину (которую, я думаю, еще рано восстанавливать, лет 50 надо подождать для объективности), может почитать архивы, исследования, документальное кино в конце концов посмотреть. Но ведь художественное кино — это искусство. А искусство не должно быть реалистично, оно должно быть метафорично.

Фильм несет в себе много глубоких мыслей, которые, на мой взгляд, отражают реалии военных лет и вообще жизни. И неважно, что профессиональный историк считает, что то или другое не могло быть или неуместно. Автор этот момент берет в картину не потому, что это уместно, а потому что это значимо, и берет профессионально, цельно, динамично используя в сюжете.

Вот что я увидела в этом сериале.

1. Что если человек работает на СССР, это не значит, что его родственники будут пользоваться привилегиями или что их хотя бы не убьют (семья Павла Истомина, и то, как над ними издеваются — показывает, как издевались над людьми, а не конкретно над женой разведчика).

2. Что если ты делаешь операцию, ты можешь быть осужден так же, как если бы ты ее не сделал (глазной хирург, и показывает шаткость положения любого человека в обществе).

3. Что можно не знать кто твой отец, шпион твой сын или нет (отец Павла и Петра Истоминых — показывает степень обмана, недоверия даже в таком малом кругу как семья).

4. Что убить человека очень тяжело, даже если ты не знаешь никаких православных истин (ни разу за фильм Апостол не смог убить человека, когда не находился сам под угрозой смерти).

5. Что яблочко от яблоньки недалеко падает (Петр, вроде бы из благополучной семьи, неслучайно становится вором-рецидивистом — есть откуда этому взяться).

6. Что работать на немцев могут только отморозки, остальные, даже ради сохранения своей жизни идущие на контакт с врагом — при первой возможности переходят на сторону русских.

7. Что человек помогает человеку не из привязанности — а потому что это ему нужно (теплые отношения ТОЛЬКО В СЕМЬЕ Апостола и Хромова, все остальные — ради какой-то выгоды, как и в нашей жизни).

8. Что в НКВД работают разные люди (чекисты не плохие и не хорошие, они разные, и сажающие людей по доносу, и ликвидирующие опасных для государства иностранных разведчиков).

9. Что женщина, которую предали, которой изменили, способна на страшные поступки, даже при риске потерять все.

10. Что ни одна женщина, вопреки своему желанию не сделавшая аборт (как говорят, обстоятельства помешали) — не сможет не любить своего ребенка, ни одна не пожалеет, что родила, ни одна не поставит кого бы то ни было выше своего дитя.

11. Что интересы одного человека ничто по сравнению с миллионами жизней (Апостол убивает «своих» ради достоверности заброса «липовой» информации, которая спасет многие русские жизни, в Германию).

12. Что человек часто не знает себя, что он формируется в русле обстоятельств жизни. Но если нужно, если нет выбора, если или так или никак — то он может стать другим, вести себя по-другому, делать то, что ему несвойственно (пусть не в такой мере, каким было перевоплощение у Апостола, но и тут важно донести мысль о возможности такого перевоплощения).

13. Что путь человека к Богу очень сложен. Конечно, Апостол не станет прихожанином православного храма. Но это неважно. Важно, что он прошел через обстоятельства, которые доказали ему, что Бог есть. И он поверил не умом, а нутром, он УЗНАЛ, что Бог есть. Это тайна прихода к вере показана очень точно. Сколько ведется диспутов на православных форумах, где современные богословы доказывают неверующим бытие Бога. И такими доказательствами еще ни одного не убедили, потому что пусть к Богу лежит через сердце, а ум вторичен.

14. Что хорошие поступки не гарантируют хорошего конца. «Кого люблю, того и наказую».

Вот так. Все эти мысли переданы замечательно. Авторов и актеров нельзя упрекнуть и в исторической фальсификации. И вообще, религиозный смысл фильма очень глубок. Есть расхожая фраза: «Из Савла в Павла». А здесь «Из Павла в Павла«, или найти себя. Фильм христианский и народный. Именно так надо доносить ценности веры до масс.

Опубликовано в Кино

2 Responses

  1. Дмитрий

    Всегда был убежден, что родился в (вырезано) стране. Фильм «Апостол» только укрепил мое убеждение. Ни в одной стране мира не издевались и не издеваются над собственным народом так, как в России. Немцы никогда не поступали так по отношению к своим. Отличный фильм. А самое главное в том, что вечный, непрекращающийся эксперимент над русским народом продолжается… Достойно и хорошо в этой стране жить нам, современники, вряд ли доведется.

  2. Ростислав

    Первое, если уж убеждаться или переубеждаться в чем-то, то не по фильмам и песням «Гражданская оборона» (это, к слову). Второе, если уж учить/знать историю то по книжкам (если уж не «продажных» профессоров, то хотя бы посредством мемуаров/воспоминаний участников тех или иных событий). В частности, об отношении немцев к немцам, касательно описываемого времени, неплохо бы поглядеть мемуары княжны Марии Васильчиковой из Берлина и эпизод с неудавшимся покушеним на Гитлера в 1944 году. Поверьте, своих не жалели. Хотя участники заговора не были теми антифашистами, что первые сопротивленцы. Третье, о каком «эксперименте над русским народом» идет речь? И кто его «проводит»? Другие народы?

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.