Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

Школа. Итоги первой недели

Сентябрь 10th, 2016

дети в школе

 

Первая неделя школьной жизни позади, и можно подвести некие итоги.

Сначала о сложностях. Кроме Жени, которая ходит всегда к 9.10, все остальные в разные дни ходят в школу то к 8.15, то к 9.10. Причем ни разу такого не было, чтобы в один день все пошли к 9, кто-нибудь обязательно к 8. Таким образом, подъем у меня все равно в 6.45, а проводы детей растягивают до 8.45 (в это время уходит Федор). Конечно, эти два часа я не все время занимаюсь детьми, а успеваю умыться, помолиться, убрать кровати и привести в порядок детскую, попить свой утренний кофе и, иногда, сварить что-нибудь горячее на обед. Так что два часа выходят очень насыщенными. Потом сажусь за компьютер: на этой неделе я работала для мужа, но и в дальнейшем планирую сохранить это время как рабочее и писать уже для себя.

Дети заканчивают учебу от 13.05 до 14.00. Из-за того, что учеба начинается в разное время и количество уроков пока не устоялось, я по сто раз спрашиваю у всех четверых накануне, во сколько они закончат. Чем порядком их раздражаю. Но я реально не могу запомнить, кого когда ждать. И сама жду больше всего устоявшегося расписания, чтобы свести все четыре в одно и вывесить его себе на холодильник.

В любом случае, от 13.30 до 15.00 дети собираются домой. Кроме Федора, который почти каждый день остается в военно-патриотическом клубе и которому после 15.00 я начинаю названивать, что он действительно там, а не потерялся по дороге домой. Дети приходят, переодеваются, иногда (если голодны) — кушают. И попутно рассказывают про школьный день. Опять же кроме Федора, потому что он ничего не рассказывает, пока его не прижмешь конкретными вопросами.

С трех до пяти у меня — магазин, не только продуктовый, но и книжный — всю неделю хожу покупаю печатные тетради по разным предметам, атласы и т.п. И, кажется, еще не все купила: продолжу на этой неделе. Потом ужин: готовлю и все кормимся. Девчонки еще (погода позволяет) гуляют часов до семи, а с наступлением темноты приходят домой. И тут начинается самое счастливое время — учим уроки. Вернее, с Женей — учим, с Таней и Ксюшей — доучиваем то, что они не успели длине смогли сделать сами днем. А Федя учит сам, периодически что-то спрашивая у меня. Таня и Ксюша к 9 часам всегда уже в постели: Таня спит, а Ксюша может и в сети посидеть или кино какое посмотреть. Женя — когда как, но чаще всего к 9 тоже успевает все сделать. А если нет — у нее утром есть почти час на то, чтобы выразительно почитать и т.п. Федор сидит до скольких надо, потому что днем слишком занят: школа, клуб, хоккей, приставка (в нее можно играть, только пока другие не спят, поэтому она порой идет раньше уроков). Но по опыту — до 22.30 он всегда укладывается, а потом еще до 23.00 что-нибудь смотрит или играет на компе. Если его не уложить в одиннадцать (что бывает в те дни, когда я вырубаюсь раньше него), то он может сидеть до тех пор, пока у него глаза не слипнутся или телефон не разрядится. И утром тогда все его действия по сбору в школу похожи на кадры замедленного действия.

Собственно по урокам… У Ксюши и Феди сменились некоторые учителя. У Феди — по русскому в том числе, так что снова будет непонятно с оценкой его знаний. Кроме этого, никаких вопросов по их учебе меня не занимает. Все должно быть стабильно хорошо. У Ксюши хорошая мотивация к учебе. Где-то ей что-то тяжеловато дается (я имею ввиду физику), но она учит. Плюс закрепилось появившееся в конце прошлого учебного года желание сотрудничать с учителями, откликаться на их предложения. Это важно, мне кажется, для успешной учебы. Она выполняет какие-то их просьбы, старается быстрее других решить сложное задание за пятерку и т.п. Долго этого не было, и я, честно говоря, уже думала, что и не будет. Но вот тот самый заветный рубеж в 14 лет, когда в жизни ребенка проявляются скрытые до той поры течения — и оказалось, что в Ксюше незаметно для глаз нарождалось очень много хорошего: и своего личного, и того, что все эти годы в ней воспитывалось нами. Она мне очень нравится как человек, с ней здорово, и, кажется, это у нас взаимное :).

У Феди мотивация к учебе не высокая. Он, как мне кажется, разделяет те предметы, где «и так сойдет», и те, где «надо». «Так сойдет» — у него это не значит, что можно не выучить, у него это значит, что можно как-то отмазаться: «я забыл», «а вы не задавали», «можно завтра принесу». По большей части педагогов, с которыми можно не слишком серьезно относиться к домашним заданиям, он выделяет по их отношению к другим ученикам: если сегодня с кем-то прокатило, то завтра и с ним прокатит. По большей части я это замечаю и стараюсь заставить. Угроза всегда одна — не сделаешь, завтра не играешь на приставке. Работает без сбоев. Ну а поскольку во все лезть мне уже не с руки, ребенок-то большой во всех отношениях — для него у меня есть еще общая фраза по поводу домашки: многозначительное «смотри, если три получишь!»

Но в общем-то, я своего Федю обожаю. Ругаюсь строго в воспитательных целях, стараюсь привить ему хорошие привычки, те, которые потом облегчат его жизнь. Но люблю его вне зависимости от того, насколько он оказывает восприимчив к этому воспитанию. Возможно, как и с Ксюшей, все эти труды потом себя проявят.

У Тани классная руководительница — учитель математики и физики из 7 гимназии. Благодаря этому — у них очен хороший кабинет. Да и сама учительница (первое собрание уже прошло) мне очень понравилась. Я искренне надеюсь, что наконец-то и на Танину долю выпадет немного школьного счастья, и у нее будет веселая школьная жизнь с хорошими отношениями в коллективе. По поводу учебы — она очень переживала. Было ожидаемо, что успеваемость при переходе в старшее звено снижается. Таня, которая хочет (вот действительно хочет, это у нее прямо в планах) закончить школу с золотой медалью, переживала, что съедет на четверки. Я ей объяснила, что пятый класс не входит в те годы, которые учитываются при выдаче медали, так что она благополучно выдохнула и принесла на этой неделе штук шесть пятерок в дневнике. Кажется, у нее все получается: и с учителями, и с предметами, и в коллективе. У нее такая высокая степень включенности во все происходящее, что это, с одной стороны, не может не приносить результат, а с другой, выматывает ее так, что в 21.00 Таня всегда спит. Причем никаких условий для отхода ко сну ей не нужно: как и раньше, при свете и шуме ложится в свою кровать и засыпает.

Был, правда, у нас один момент в самые первые дни сентября, когда у нее проявлялась повышенная тревожность. Точно не скажу, но думаю, что помимо внешних событий тут свою роль могло сыграть и лекарство для глаз (капли «Ирифрин»), которые мы капали полтора месяца: в отзывах к ним есть жалобы на нарушение работы нервной системы. Так что у Тани были и неадекватные слезы, и неадекватный смех. Но постепенно ушло, и сейчас все, слава Богу, нормализовалось. Зрение, кстати, у Тани восстановилось полностью: было -1/-0,5, теперь 1/1. Бог знает, как распределись в этом полном восстановлении проценты между каплями и помощью Божией Матери, к Которой мы обращались перед иконой Казанской Вышинской. Но факт остается фактом: даже врачи удивились, что капли ТАК помогли. Теперь зрение нужно держать на контроле, следующий визит к окулисту — в январе.

Также в Таниной жизни произошло еще одно знаковое событие — она наконец-то прошла на полиатлон. Хотела — с прошлого года. Но из-за хоккея я никак не могла ею заняться, все узнать, возить ее. В этом году я забила на хоккей, полностью отдала его на откуп самому Федору. Возможно, это приведет к тому, что он хоккей со временем бросит. Но меня это уже не волнует, с хоккеем я все решила. И даже буду брать его на плавание и стрельбу с Таней в полиатлоне: думаю, ему это нужно и понравится. В общем, Таня дождалась своего часа. Теперь она ходит заниматься легкой атлетикой на Спартак (в холодное время года — это будет крытая арена за «Антеем»), по суббота — плавание в бассейне «Бодрость», по четвергам — стрельба в тире при 1 спортивной школе. Ей очень нравится и тренер (я с ним тоже познакомилась, понравился), она познакомилась со многими ребятами. Так что тут — все нормально, и можно начать свой путь к победам и наградам: да-да, естественно, что Таню интересовала только та секция, где есть соревнования и где она может добиться успеха. Успех для нее, и правда, возможен, потому что и общая физическая подготовка (за счет 4 лет на аэробике), и способности в стрельбе у нее хорошие. Плюс мотивация. Так что если не для реальных наград, то для самооценки эта секция ей поможет.

С Ксюшиной музыкой пока не все ясно. Ее преподаватель на больничном. Насколько я поняла, она сломала ключицу. И пока Ксюшу некому взять на специальность, все педагоги заняты. Она уже ходила на сольфеджио, и на этой неделе пойдет на хор народных инструментов. А вот собственно гитару когда в руки возьмет — не знаю. Ей, конечно, хочется поскорее. Но я думаю, что, может, не так и плохо, что у нее два вечера в неделю пока свободны — пусть втянется окончательно в учебу, а там уж и на гитару можно начать ходить, чтобы сразу не уставала и не надорвалась.

Теперь Женя… С Женей все пока не очень понятно. Кабинет дали 37 — хороший, с небольшой комнаткой слева от доски, которая используется как раздевалка. Общение с учительницей было довольно коротким. В школу к ней я не хожу, и она сама на родителей никак не выходит. В общем-то, для третьего класса это нормально. Но понять человека при отсутствии общения с ним — довольно сложно. Судя по тому, что рассказывает Женя — в классе у них все нормально. Нет, конечно, она говорит, что все плохо :). Но это «плохо» означает, что «все не так как раньше». На самом деле за неделю не произошло ни одного события, где учительница проявила бы себя действительно негативно. У меня такое впечатление, что все гладко: и в организации процесса, и в отношениях.

По учебе: судя по тому, как оцениваются домашние работы, и по тем требованиям, которые передает Женя, обучение идет строгое. Но строгое во всех отношениях: дается строго то, что предусмотрено программой. Это, конечно, не много, мы привыкли к гораздо большим объемам и дополнительным заданиям. Но при этом небольшое количество и оценивается строго: например, в тетради по русскому при оценивании учитываются все исправления, описки и, конечно, ошибки. Поэтому у Жени там тройки. Первая тройка привела меня в шок: ни одной ошибки не было, но много претензий к почерку, в частности, высоте букв, грязноватым исправлениям и т.п. Но как я сразу сказала Жене: ничего сверхъестественного учительница не требует, два исправления — это ошибка, и нужно не возмущаться, а внимательно отнестись к требованиям нового человека, понять их и выполнять. Так что дальше пошло легче: перед каждой домашкой есть данные учителем буквы, сочетания букв, слова для прописывания на выработку почерка. А если отбросить собственно каллиграфию, то у Жени — все нормально. По математике — вообще прекрасно, она хорошо соображает и считает, и тетради там у нее вообще хорошие. А по русскому — старается, а я пока сижу рядом при выполнении домашних работ и подсказываю, как лучше расположить заголовок, сделать перенос, иногда диктую с черновика, иногда помогаю сделать разбор: именно для того, чтобы с первого раза написать без ошибок и исправлений. Думаю, этот навык быстро появится у Жени: при малых объемах заданий вполне можно уделить дополнительное время аккуратности. По английскому языку у Жени тоже сменилась учительница. Так что мне пока не понятно, на какие оценки она в итоге выйдет. В общем-то, она по-прежнему хорошо чувствует иностранный язык, неплохо соображает по всем остальным предметам, хорошо читает. Но мотивации у нее нет, ее во много раз сильнее занимают отношения с одноклассниками, чем собственно учеба. И она ходит в школу общаться, а учеба — это необходимое зло, с которым нужно смириться. Наверное, для ее возраста — это вообще не страшно, меня больше пугают дети, которые с младых ногтей сосредоточены на учебе. Плюс это позволяет ей легко переносить изменения в педагогическом составе: дети-то вокруг нее те же самые. Но как будут развиваться события — посмотрим.

А в общем-то, для всех детей школа — это целый мир. Именно в школе и в школьных стенах — все движение, все события, со своими героями, со своими законами. Это для меня школа — 4-5 часов, когда детей нет дома. А для них — 4-5 часов, которые задают тон всему остальному дню, настроению и жизни. Поэтому так важно, чтобы школа была если не любимой, то, по крайней мере, хорошей, доброй, спокойной, такой, чтобы у ребенка в школьной системе было свое место: тогда ему потом будет проще находить свое место в жизни, где бы они ни оказался.

Опубликовано в Наши дети каждый день

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.