Читаем детям
Хочется написать о книгах, которые мы с Ксенией прочли за последние дни. Все наши книжки, купленные, мы перечитали, поэтому я, наконец-то, обратилась к детской библиотеке, которую когда-то собрали мои родители для меня и сестры. Мне покупали книжек очень много, и многие из них сохранились. О них и пойдет речь.
Первая — сказка «Крупеничка» Н. Телешова. В Интернете я нашла ее на многих сайтах, а вот в книжных магазинах она мне почему-то ни разу не попадалась: ни отдельно, ни в сборниках. Поэтому мы читали ее впервые.
Сказка написана красивым языком, интересная, легкая, небольшая. И даже полезная.
Поскольку Крупеничку из плена басурман вынесли в виде гречичного зернышка и с того времени стали славяне растить невиданную до того времени крупу гречу, появился повод говорить дочери о пользе гречневой каши для красоты девочек: Крупеничка-то была красавицей, за это и попала в плен к басурманам.
«У воеводы Всеслава была единственная дочь, по имени Крупеничка… Слава о дивной красавице далеко разносилась вокруг, и Всеслав этим очень гордился. Но старая мамушка Варварушка боялась такой славы и всегда сердилась, когда ее распрашивали о красоте Крупенички»…
Следующая сказка — «Серебряное копытце» П. Бажова. Мы уже познакомились с этим автором через «Каменную чашу» и «Малахитовую шкатулку» — аудио сказки. А вот «Серебряное копытце» до сих пор не читали.
Сказка тоже прочиталась очень легко, с интересом. Особый выговор героев, необычность сюжета, легкость повествования — все было оценено. И издание 1988 года с замечательными иллюстрациями во всю страницу. Современные издания совершенно неправдоподобно иллюстрированы. Часто у героев-детей, которым по 9-10 лет, пропорции тела как у трехлетних малышей, то есть голова намного больше своего реального размера. Да и краски используют яркие, на одежде — мелкий рисунок. Не было такого. До XX века крестьянство хорошо если на праздник большой что-то яркое одевало, а каждый день: серое, коричневое, черное, темно-зеленое. А нарисуют — аж в глазах рябит. Да и неправильное представление у детей складывается.
В общем, отрывок приведу из книги, из самого начала:
— Плохое житье у нее (про главную героиню-сироту). Приказчик избу Григорьеву отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастет. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. Обидно ей…
И еще одна сказка, К. Паустовского, «Стальное колечко». Сказку осложняет описание природы: главные герои живут в деревне рядом с лесом. Но я пять лет это вполне можно осилить и понять, так что мы с Ксенией справились без труда.
Сказка интересна тем, что по времени приближена к нашему, можно реально представить все описанное. Если в «Крупеничке» были проблемы с понятием «басурмане», то тут вполне можно представить и солдат, и паровоз, и другие «персонажи». Даже «печка» пока еще у наших детей вопросов не вызывает, хотя настоящей они никогда не видели.
Немного отдает советским патриотизмом, но это тоже черта времени, которую нельзя игнорировать.
Подарив чудесное колечко девочке, боец сказал: «Ежели будешь носить его на среднем пальце, принесет оно здоровье… А наденешь вот на этот, безымянный, … будет у тебя большущая радость. Или, к примеру, захочется тебе посмотреть весь белый свет со всеми его чудесами. Надень перстень на указательный палец — непременно увидишь!» Что было дальше с Варюшей? Обычные события, которым автор придал немного сказочности.
Опубликовано в Наши дети каждый день, Чтение