Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

Равенство в христианском понимании. (Статья опубликована в Тамбовских епархиальных ведомостях, №11 (35) 2010).

Январь 3rd, 2011

Равенство людей существует только в тесной связи с христианством и только в его рамках. Равенство это выражается в любви Бога ко всем и в смерти Христа за каждого: кем бы и каким бы ты ни был, Бог и тебя любит, и за тебя распялся. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3,28).

Именно религиозные истоки имеет идея «равенства» людей. Господь равно наделил всех людей правами, несмотря на все их различия между собой.

Но чем дальше развивалась идея «равенства», тем сильнее она уходила от своих христианских корней. «Равенство» личностей довольно скоро переросло в «равенство» возможностей. А «равенство» возможностей трансформировалось до «равенства» конечных результатов. Все должны жить на одном уровне, иметь одинаковые доходы, все должны заканчивать состязание с одинаковыми результатами. И в этой идее «равенства» конечных результатов уже совсем нет места равенству людей перед Богом, равенству во Христе Иисусе, а есть «равенство» людей между собой.

Но уравнивает ли апостол людей между собой? И иудеи, и язычники не лишены ни своей истории, ни культуры, ни заслуг перед Богом, ни своих падений. Не лишены своих различий мужчина и женщина, не перемешаны их роли, не поделены их свойства. Не сведен по социальной лестнице свободный до уровня раба, и не поднят раб до свободного. Но все их различия не являются препятствием для принятия Бога.

Блаженный Феофилакт Болгарский толкует этот момент послания апостола Павла к Галатам так: «все мы едино во Христе Иисусе, именно поскольку мы имеем один запечатленный образ Христа, или поскольку мы — единое тело, имеем единую главу Христа».

Потрясающая идея равенства людей перед Богом однажды была принесена в мирскую, политическую жизнь и начала свое существование в отрыве от Бога. К настоящему моменту она приняла уже страшные формы и большинством воспринимается очень просто: и у меня должно быть, как у тебя. Причем за ориентир берется не тот, у кого меньше и хуже, а тот, у кого больше и лучше.

Идея о «равенстве» взрослых людей порождает зависть и ненависть друг к другу. Потому что нет человека, у которого есть все и сразу. Но когда эта идея самими родителями, воспитателями приносится в среду детей, когда дети в ней воспитываются — это еще плачевнее.

В семье всех детей нужно любить одинаково, всякое выделение кого-то из детей приведет к психологической травме другого, материальные блага должны делиться между детьми строго поровну вне зависимости от реальной потребности, при одном ребенке нельзя хвалить другого, в детском саду и школе ребенок не должен быть одет хуже, иметь портфель дешевле и кошелек тоньше, чем у других детей. Эти и прочие постулаты современной педагогической мысли идею «равенства» между людьми погружают в самую глубину сознания ребенка. Часто объясняется это желанием оградить ребенка от зависти. Но на деле не ограждает, а наоборот: подталкивает зорко следить за тем, чтобы у другого не было больше, чем у тебя, чтобы другому не было легче, веселее, чем тебе.

Священномученик Владимир ( Богоявленский) в своем «Слове к родителям» предостерегал: «Если дети при употреблении пищи торопливо и спешно берутся за свои тарелки, чтобы не отстать от других, если они, осматриваясь кругом, быстро начинают есть, чтобы, окончив раньше других, получить еще, если они с печальным выражением лица смотрят на тарелки своих братьев и сестер, думая, что эти последние получили больше их, если они данные им порции сравнивают одну с другою, чтобы видеть, не получил ли один более другого, если они, наконец, сравнивают между собой купленные им игрушки, одежды или школьные принадлежности, чтобы видеть, не получил ли кто-либо что-нибудь более ценное и красивое, то это верные признаки завистливого сердца у детей. Таких проявлений недоброжелательства не должны терпеть христианские родители, но должны тотчас же принимать против него меры и подавлять его всюду, где оно обнаруживается».

А ведь все это плоды впитывания детьми идеи «равенства» — скрытого красивым словом возбудителя зависти и неприязни, и почерпнуть их можно уже довольно скоро: дети смотрят друг за другом и при малейшем намеке на преимущества кого-то одного (или всех кроме себя) — требуют себе того же. Именно ТРЕБУЮТ. Если не словами, то видом, если не видом, то внутренним состоянием. А ведь как мало нужно усилий для того, чтобы увидеть у другого что-то лучшее: игрушку, мамино ласковое слово, возможность или даже просто желание.

«Равенство» — это идея, которая приятна страстному человеку. Это идея, которая тешит самолюбие, потому что мысленно позволяет уровнять себя и недостижимый идеал. Это идея, которая дает внутренне разрешение не трудиться, а просто требовать для себя то, что есть у другого. Это идея, которая снимает барьер в отношениях между профессионалом и дилетантом, между взрослым и ребенком. Однако такое «равенство» — не настоящее, в реальности его просто нет, это всего лишь фикция.

Пока ребенок маленький, его окружение еще может создавать иллюзию реальности «равенства». Но, выйдя в мир, новый человек сталкивается с неразрешимым противоречием: он равен другим, но почему у него по математике двойки и нет телефона последней модели? А у кого-то пятерки? А кому-то папа уже купил машину? А у кого-то семья большая и дружная? Он приобретает опыт и начинает понимать, что есть он и есть другой человек, и хоть по какому-нибудь одному параметру, а все-таки они даже рядом не стоят.

Однако усвоенное с детства не отпускает даже при появлении собственного опыта. И наши дети либо становятся эмоционально не стабильными из-за противоречий того, каким они мир видят, и того, каким он в них заложен. Либо превращаются в требовательных эгоистичных личностей, дотягивающихся до своего идеала путем полного забвения интересов рядом стоящих, за счет жертвенного служения матерей, бабушек, супругов той самой мнимой идее «равенства».

Чтобы избежать этого, чтобы оградить своего ребенка от подобных проблем в будущем, нужно меняться прежде всего взрослым. Всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые (Мф. 7,17). Нужно обратиться к истокам идеи равенства и посмотреть, к чему нас призывал апостол Павел: быть всем едиными во Христе Иисусе, со всеми нашими различиями. И когда мы сами перестанем путать Равенство и «равенство», то и дети наши органично воспримут все несовершенства жизни как нечто уже преодоленное Христом и имеющее лишь преходящее значение.

Опубликовано в Работа

One Response

  1. Irina R.

    Очень хорошая статья! Сама в этом ключе много думаю, но вот в слова так и не получается облечь. Буду переваривать — учить наизусть.

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.