Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

Воскресная школа

Октябрь 12th, 2014
Воскресная школа Вознесенского монастыря, г. Тамбов

Воскресная школа Вознесенского монастыря, г. Тамбов

Вот и дожили мы до воскресной школы.

Я особой ее сторонницей никогда не была. По той простой причине, что не верю в роль воскресной школы как формирующего детское мировоззрение фактора. Даже наоборот: те ростки веры и религиозного любопытства, которые в норме должны появиться у ребенка, воскреная школа асфальтирует тем, что дает ответы до того, как возникли вопросы.

Немаловажной причиной нашего отказа от воскресной школы было и то, что водить детей туда, когда на руках четверо погодок, весьма проблематично: младшим еще рано, старших нужно отвести и забрать. Плюс лишаемся воскресных встреч с сестрой, которая с детьми обычно заходит после храма.

Сейчас у нас оба фактора сняты. Второй — потому что дети выросли. Уже и Женя доросла до того возраста, когда есть для нее класс в воскресной школе. И вообще, можно водить детей выборочно, а могут они и сами ходить, благо, рядом с домом все.

Первый фактор — то, что появилось личное желание. Появилось оно, естественно, у Тани. У нее у первой все всегда появляется. Летом мы и уши так девочкам прокалывали: просила Таня, прокалывали Тане, Ксюша с Женей посмотрели и на следующий день тоже пошли прокалывать. Теперь Таня решила, что ей пора в воскресную школу. Причем решила еще по весне. Но начать решила с нового учебного года. Я думала, что, может, забудет. Да где там: с сентября галдела. И вот догалделась до того, что сегодня пришлось ее отвести.

Первый раз я решила пойти с ней, чтобы познакомить с учительницей ее возрастной группы. Да и просто поддержать в незнакомом для нее месте, среди незнакомых людей. Поддержала: она сразу встретила двух подружек с аэробики и помахала маме ручкой, сказав, что провожать дальше ее не надо. Учительница у нее Татьяна Витальевна. И теперь Таня при случае меня с ней познакомит, а не я — Таню. В следующее воскресенье у них уже праздник, посвященный Покрову Божией Матери. Тане дали стих. Сегодня ходила учила целый день.

Женя, естественно, хочет тоже. Она вообще все хочет как Таня. Таня, слава Богу, хоть иногда ее и попрекает этим, но относится в целом положительно: наверное, ей приятно быть объектом для подражания. Кроме Жени в воскресную школу хочет и Федя. Он, конечно, вовсе не хочет быть как Таня. Просто у них сейчас в школе Основы православной культуры идут, и ему очень нравится. Вообще, он там умеет блеснуть, как я поняла, потому что носит в дневнике одни «Молодец!» по этому предмету (оценки по нему не ставятся), хотя, на мой взгляд, не особо он много о Православии знает в плане интеллектуальном. Но эти уроки, по ходу дела, греют его душу, как он греет душу учительнице общеобразовательной школы. И что-то похожее он хочет и в воскресной школе испытать. И если на счет Жени у меня сомнений нет — я ее поведу. То его, думаю, надо либо попридержать, либо дать возможность попробовать, но быть готовой к тому, что это у него ненадолго.

Ксения у нас единственная, кого все эти перепетии никак не трогают. Хотя она, правда, уточнила, попадет ли по возрасту в группу со своей двоюродной сестрой. Отрицательный ответ переключил ее внимание в другое русло окончательно и бесповоротно.

Интересно еще сегодня было то, что, пока мы с Женей стояли у здания школы и ждали Таню, к нам подошла одна женщина, пожилая, но не старая. И говорит: «А что ж вы девочку свою в школу не водите? Сами же когда-то ходили». Чудно, что она помнит. Я ее помню тоже — она в храме работала, помогала там. А сейчас — не знаю, может в воскресной школе кем работает? В храме я видела ее на протяжении многих лет. А вот сама в школу ходила очень недолго, всего года полтора до замужества. Я немного рассказала ей, что и как. Она удивилась, что Женя — это уже четвертый мой деть :). Через эту встречу я как-то немного вернулась назад, почти связала свое прошлое и деткино будущее — классами этой воскресной школы.

Опубликовано в В семье, Наши дети каждый день

26 Responses

  1. Olga I.

    Оль, не думаешь, что по идее никакая школа и не должна формировать детское мировоззрение? Функция школы — дать знания по определенным предметам. Как интерпретировать — уже не школьное дело. Примитивно говоря, один ученик после урока физики решит, что материя первична, а другой будет потрясен величием Божием.

    Мне удалось походить в воскр.школу для взрослых совсем мало, пару месяцев, и то через пень-колоду, с Анечкой в качестве хвоста. Однако это был драгоценный опыт.

    Если девочкам в воскр.школе преподают Закон Божий, церковное пение, иконографию, а с этого года и церковно-славянский язык обещали, то почему заасфальтируется детское любопытство? Я ж не спец в данных предметах, сама б училась и училась! Кстати, на хорошем уровне еще преподается бисероплетение.

    Лет 6 назад, когда состоялось наше знакомство с воскр.школой, мой муж был категорически против))) Типа, там будет сплошная промывка мозгов, зомбирование и т.п. Я не стала жестко гнуть свою линию. Попросила, чтоб муж пару раз свел Наташу на занятие сам и посидел с ней. Сказала, что готова уступить ему, лишь бы он лично побывал на уроке. Что ты думаешь? Наша учительница — удивительно светлый человек. Отношение мужа к Церкви в целом потеплело настолько, что я была потрясена))) С той поры споры на тему церковной жизни вообще ушли из нашей семьи)))

  2. Olga

    Оль, про вашу чудо-учительницу я помню. Но по-прежнему считаю, что у детей должны рождаться религиозные переживания. Такие переживания — это реакция либо на стресс, либо на большую радость. Ни то, ни другое не может происходить раз в неделю по воскресеньям. Но раз в неделю религиозное чувство ребенка будет стимулироваться не личным переживанием Бога, а религиозным опытом, причем чужим и причем — взрослого человека. Таким образом живое чувство постепенно заменяется «правильной с религиозной точки зрения, реакцией.

    В этом нет ничего плохого для детей постарше, когда они знакомятся с групповой этикой, в данном случае — православной. Но все-таки не для маленьких детей, которые личностно еще не сформированы. В общем, чтобы группа не заменила личность. Потому что должна школа формировать мировоззрение или нет в теории — я не знаю, но на практике она это делает.

  3. Olga I.

    Оль, не могу уловить. Религиозные переживания были, есть и будут всюду. Раз в неделю деть (любого возраста, на своем уровне) получает порцию знаний. При чем тут религиозный опыт чужого взрослого человека? Никак в толк не возьму.

    Ну учат детишек, напр., церковному пению. На службе узнают, лучше поймут что-то. Помню, как Аня радовалась, когда начала ра познавать 33й псалом, слова которого мы вместе с ней учили)))

    Разве учителя своими личными историями делиться будут? Или я вообще не поняла тебя?

    (Ты не подумай, что переубеждаю. Знаю, что я тебя ни на милиметр не сдвину.)

    Мировоззрение по факту формируется везде. Вопрос, вероятно, в пропорциях.

    Про групповую этику — совсем смутно… Скажем, выучили маленькие дети тропарь праздника. И чего плохого?

  4. Olga

    При чем тут религиозный опыт чужого взрослого человека? Никак в толк не возьму.

    Вроде как при том, что опыт передается от учителя ученику. Это нормально. Учитель даже школьный оказывает большое влияние не ребенка. Но моя позиция не в том, что этот опыт плох, что учителя в воскресной школе научат чему-то плохому или у них опыт какой-то не такой. Такой у них опыт, правильный. Но у них-то он не в воскресной школе начал формироваться, правда? Вот и я для своих детей хотела, чтобы у них свои расточки пошли, прежде чем они будут учиться от других.

    Помню, как Аня радовалась, когда начала ра познавать 33й псалом, слова которого мы вместе с ней учили)))

    И это здорово. Но мне хочется, чтобы радость от церковного праздника была связана с Богом, а не с тем, что ребенок тропарь знает и все вместе его так складно поют. От узнавания, от пения, от совместного праздника — все эти впечатления закрывают личное переживание Бога. Таким образом ребенок в религиозном плане формируется как часть православного сообщества, а не как личность перед Богом. Иерархия не такая, как я хочу.

    Понимаешь, дело тут не в том, что воскресная школа — это плохо, что она вред наносит. Дело только в степени добра. Воскресная школа дает один уровень, а семья с внимательными родителями — другой, более глубокий, более личный. И лет до 10, мне кажется, лучше не пересекать эти два пути, потому что первый — более простой, яркий, сильный, дающий быструю отдачу — обязательно перебьет второй. Но второй — более основательный. Он, если в семье познание Бога произойдет успешно, если у ребенка будут свои детские религиозные переживания (только он и Бог), то это позволит в будущем сохранить веру при любых обстоятельствах. И когда тропари негде будет петь, и когда друзей верующих рядом не будет. Это как в притче о сеятеле: воскресная школа сама по себе — это неглубокие посевы, которые при испытаниях, не имея корня, завянут. А семья — это растения с корнями. Я, фактически, никому не давала сеять поверхностно до тех пор, пока шла моя работа по глубинной посадке :). С риском, конечно, потому что земледелец я тот еще :). А то, что внутри души ребенка происходит — вообще только Бог видит и может корректировать, как с зернышком в земле. Но сейчас видно, что не так уж много из мной планируемого, но все-таки укоренилось. На поверхности что-то начинает показываться — теперь пусть профессионалы в воскресной школе с этими моими ростками работают. Я им доверяю, они не загубят того, что уже укоренилось и показалось на поверхности. Это и есть как раз их идеальная сфера: дети, начинающие отрываться от семьи и выходить в общество, сами желающие освоить новое для них пространство церковного сообщества.

    Дошкольное религиозное образование (будь то православные детские сады или воскресная школа для малышей) — принесут огромную пользу тем детям, у которых в семье не происходит религиозного воспитания: на своем уровне, но все-таки пласт религиозных представлений у детей будет, а дальше, Бог даст, у кого-то прорастет и в вглубь, и вширь :).

  5. Olga

    Ты не подумай, что переубеждаю. Знаю, что я тебя ни на милиметр не сдвину.

    Вот эта фраза меня совсем убила. Наверное, потому, что муж на днях мне чуть не эти же самые слова сказал. А раз вас двое — это уже не личное ваше восприятие, это значит, я такое мнение о себе реально создала. Как так получилось, ума не приложу. Вообще-то я считаю, что человек думающий понимает, что он не может знать всего, и тщательно следит за новыми обстоятельствами, которые, появившись, требуют откорректировать старое мнение. Причем коррекция может быть как в сторону еще более весомой аргументации (факт был «за»), так и в сторону отказа от мнения (факт был «против»). Все это у меня и происходит на самом деле. И опыт мой показывает, что и раньше бывало — я отказывалась от своих прежних убеждениях. Правда, обычно это происходит не одномоментно, а на протяжении длительного времени: накапливаются факты, которые меняют мое мнение на противоположное. В краткосрочном варианте, действительно, поиск и оценка всех фактов происходит быстро, сомнения и варианты не видны окружающим, а уже выдается готовый вариант. Часто — оптимальный. Но я все равно всегда сомневаюсь, спорю с собой и внимательно воспринимаю новую информацию даже после принятия решения. Мне можно и нужно приводить контр аргументы. Ошибки бывают, и я не боюсь этого признать. Именно потому, что вижу свой собственный процесс принятия решения: сложный, вариативный, оставляющий место коррекции. Для меня то, что я могу менять свое мнение — нормально, закономерно, естественное следствие того, как у меня решения формируются. А для окружающих — небывалое дело.

  6. Olga I.

    Оля, откуда вывод о том, что узнавание, пение и совместный праздник закрывают личное переживание Бога? Собственный опыт? Чужой опыт? Где-то читала? Интуиция?

    И что именно ты понимаешь под религиозным воспитанием в семье? (Меня б кто повоспитывал!)))

  7. Olga

    Оль, я так думаю. Откуда это — сложно вот так сказать. Наверное, отовсюду. Из своих детских религиозных переживаний, которые живо помню. Одно из них — мне еще нет 10 точно, никто не молился и имени Бога в доме не произносил никогда, Пасха — съесть яйцо за бабушку/дедушку и сходить на кладбище. И при всем при этом, потеряв что-то и отчаявшись найти, я ходила по комнате и твердила «Господи, помоги». И ведь помогал. В такой ерунде. Кто такой этот «Господи»: спроси меня тогда, я не ответила бы. Но я Его звала и Он приходил. Вот это и есть личное переживание. Воскресная школа не то чтобы закрывает подобное. Она не дает такому простому, наивному, глупому родиться — потому что очень рано дает ребенку правильно-взрослое представление о Боге. Я это вижу по детям, которые ходят в воскресную школу, в сравнении с детьми, которые не ходят. У нас на приходе есть и те, и другие. Интересно то, что ходят дети те, у кого 1-2 ребенка в семье, а у кого 3 и больше — не ходят.

    Религиозное воспитание в семье: помимо личного примера (без искусственности, но что мама и папа Богу как-то место в своей жизни отводят) заключается в том, чтобы поймать нужный момент и сказать нужные слова о Боге и вере. Именно тогда, когда ребенок максимально глубоко их воспримет.

  8. Olga I.

    Убить тебя словом мне хочется меньше всего. Я нынче мирная. Однако расстрою.

    Я — это окружающие, мое мнение — взгляд внешний, со стороны. Муж — это не окружающие, это часть тебя (не буду долго расписывать и красиво формулировать, ок?), и его мнение — взгляд, идущий как бы изнутри. Если оба взгляда в определенный момент, независимо друг от друга, совпали, то очень может быть, что так оно и есть, как мы увидели.

    Не знаю, чего именно имел в виду муж, но меня ты неправильно поняла.

    Ты человек думающий, ясен пень! Конечно, мнение твое гибкое, ты принимаешь во внимание факты.Кто б сомневался! В твердолобости тебя упрекнуть нельзя и при большом желании. Упрямо переть поперек происходящих событий однозначно не твоя черта.

    Я знаю, что Я ТЕБЯ не сдвину. Слегка более развернуто — ты не принимаешь во внимание мысли других людей. Только и всего. Мне эта твоя особенность ни капли не мешает)))

  9. Olga I.

    Ясно. Честно говоря, предполагала иное. Думала, для тебя отдать дошкольника в воскр.школу нельзя по той же причине, по которой лучше не поручать младенца бабушке или няне без крайней нужды. Ибо тот человек неизбежно навсегда займет место в детской душе, потеснив тебя.

    Просто у меня откуда-то есть абсолютная уверенность, даже, я б сказала, знание, что переживание Бога потеснить невозможно. Ничем. Ведь рождается оно не от наших (во всяком случае, не от моих) умелых действий.

    Видать, разные воскр.школы бывают))) У нас ходят дети, которых от 1 до 5 в семье. Причем это дети как давно воцерковленных(не люблю это слово, но ты меня поняла?)родителей, так и совсем недавно пришедших в храм. Т.е. контингент очень неоднородный.

    По-твоему, о чем говорит факт, что в вашу воскр.школу ходят только те, у кого не более 2х детей?

  10. Olga

    Просто у меня откуда-то есть абсолютная уверенность, даже, я б сказала, знание, что переживание Бога потеснить невозможно. Ничем. Ведь рождается оно не от наших (во всяком случае, не от моих) умелых действий.

    Согласна, что не от внешнего человека это зависит. Это, в принципе, прописано: Бог стучит, а человек — открывает. Вопрос в том, что человек понимает под открытием двери. Ведь стучат ко всем, а веру обретают скорее десятки, если не единицы. Велика вероятность того, что пение тропарей, посещение служб и покупка кулича — и будут приняты за богообщение с открытой дверью, тогда как диалог на самом деле идет через нее. А реальной встречи, лицом к лицу, так и не произойдет. В этом я вижу причину ухода молодежи из Церкви: приходит в их жизнь любовь, дружба, увлеченность профессией — и все это перекрывает, вытесняет церковную жизнь, в которой они не встретились с Богом лично. Вытесняет, как живое вытесняет мертвое. Остается приятное воспоминание от радостных минут, тогда пережитых. Да, эти минуты, скорее всего, останутся тем маяком, ориентируясь на которые, человек потом вернется, ища что-то более основательное для опоры, чем человеческую любовь и дружбу. Но программа максимум должна быть, все-таки, чтобы он вообще не уходил из Церкви: а значит, чтобы отношения с Богом не могли быть перекрыты отношениями с другими людьми. Чтобы супруги и профессия были согласованы с Богом, встроены в уже сложившиеся отношения «человек-Бог». Я считаю это возможным, хотя это не значит, что люди, которые шли другим путем, чем-то хуже. Просто это — самый оптимальный путь, который можно реализовать в семье верующих родителей.

    По поводу двух детей. Тут разные факторы. Во-первых, у многодетных мало времени. Во-вторых, у них много общения. В-третьих, дети разного возраста имеют разные программы занятий, и могут быть конфликты интересов не только по времени (одни раньше заканчивают, другие позже — с малышами приходится ждать старших либо ходить несколько раз забирать детей), но и когда нужно учить со всеми разные тропари, стихи, песни, последование служб и т.п., ведь всем задают разное. Выучить с четверыми задание к воскресенью — очень сложно.

    Поэтому у многодетных все-таки дети в более позднем возрасте, по собственному желанию, начинают ходить. Тут не надо даже моих рассуждений о пользе/бесполезности: обстоятельства у многодетных таковы и все тут. У меня у сестры сейчас ходят старшая (с 15-ти лет) и средняя (в школу, где сильный детский хор, с 13-ти лет). Сын не ходит — не хочет, у него тренировки по выходным. А младшая (10 лет) пока не ходит: не особо хочет, да и сама потом домой добраться не сможет, а ждать до обеда ее у сестры возможности нет.

    Чего будет у меня — вообще не знаю. Пока Таня себя заявила вот так активно. На счет Жени — думаю еще. 7 лет, в принципе, при наличии старших троих детей — возможно, ждать уже больше и не надо. Боюсь только, что перегружу ее занятиями.

  11. Olga

    Слегка более развернуто — ты не принимаешь во внимание мысли других людей.

    Это как? Не могу черту провести: факты принимаю, а мнения — нет?

  12. Olga I.

    Оля, и убедила, и не убедила :-)

    Мое твердое НЕТ:
    «Я так считаю» — не доказательство вреда/бесполезности посещения служб, покупки кулича и пения тропарей :-) Вот не вижу в твоих словах разумного обоснования данного тезиса, хоть читаю, перечитываю, вдумываюсь. Ты можешь видеть причину ухода молодежи из храма в чем угодно (я вообще не вижу ухода молодежи, правда, у нас храм очень маленький), но истину знает лишь Бог. Возможно, догадываются о ней духовники и родители этих людей. Судить же со стороны о чужой духовной жизни — разговор в пользу бедных. Оль, ну откуда кому знать, как и когда человек слышит «Иди за мной?» Господь по-разному людей призывает.

    Опасность видится в навязывании детям служб и занятий. Когда душа не лежит, а загоняют из-под палки, попутно заставляя зубрить кондаки и величания.

    Твердое ДА:
    Материнское шестое чувство — точнейший прибор, который улавливает самые тонкие изменения в детской душе и в детском теле :-) Для своих детей ты права на 100%. Что-то подсказывает тебе, что воскр.школа не будет в пользу пока. Что именно? Я не уловила все-таки, хотя полностью уверена, что поступила ты верно.

    В нашей воскр.школе 3 группы — младшая, средняя и старшая. Никто не учит вместе детей от 5 до 15 лет. Мои девочки с разницей в 4 года никогда в одну группу не попадали.

    Оптимального пути и я хочу! Но вот планов не буду строить. Могу сделать только все для меня возможное, а окажется ли это достаточным? Знаешь, я мало на себя надеюсь.

  13. Olga I.

    Ты принимаешь факты, с которыми встречаешься на своем пути.

    Есть пути, которыми ты не ходишь, но о которых имеешь свое имхо. Если идущий иным (не твоим) путем человек скажет тебе, что твое мнение не вполне верное, ты не примешь его опыт.

    Простой пример. Оля, ты ошибаешься, утверждая, что у малодетных больше времени, чем у многодетных. Поверишь мне? :-)

  14. Olga I.

    Перечитала наш диалог. Разговор немца с китайцем без переводчика, честное слово :-)

    Ты — стабильный работник виноградника и сеятель. Я — так, изредка, незаслуженно имею шанс сделать что-то.

    Поэтому, вероятно, взаимопонимание не на высоте.

  15. Olga

    «Я так считаю» — не доказательство вреда/бесполезности посещения служб, покупки кулича и пения тропарей :-)

    Уточню, что я говорю только о потенциальном вреде всего этого, только до 8-9 лет, и только от лица коллектиной дошкольной организации. То есть посещение храма, знание каких-то молитв и куличи на Пасху сами по себе опасности не представляют :))).

    Судить же со стороны о чужой духовной жизни — разговор в пользу бедных.

    В этом и сложность данной темы. Ее можно обстоятельно проиллюстрировать, только собрав большое количество биографий от рождения до смерти, причем биографий, акцентированных на церковной жизни человека. Научно изучить, проанализировать и выдать результат. Только тогда можно что-то доказать. Поэтому да — это во многом мнение, моя интуиция или не знаю что. Сейчас такой эксперемент не возможен просто по тому, что у нас только появилось поколение детей, в младенчестве посещавших воскресную школу. Так что лет сто должно пройти, чтобы можно исследовать вопрос и искать доказательства. Но я столько не проживу :). И со своими детьми мне нужно что-то было решать поскорее, чем за столетие :). Но да, я считаю, что если бы этот эксперимент был поставлен, то результат был бы именно такой: дети, начавшие посещение воскресной школы в отрочестве и до этого получавшие религиозное воспитание только в семье — пройдут более ровный в духовном плане путь, чем те, кто начал раннее посещение воскресной школы. Безусловно, могу ошибаться, но на данный момент не вижу для этого предпосылок.

    Никто не учит вместе детей от 5 до 15 лет.

    Это и у нас также. Но в этом и сложность, о которой я писала выше: в разных группах разное время занятий и разные задания, что усложняет по максимуму выживание мамы четверых погодков.

    Что касается влияния посторонних… Да, в какой-то степени и это тоже. Мне на днях от одной преподавательницы воскресной школы довелось услышать, что когда водитель начинает обгонять впереди идущую машину — это ему бес на плечо садится и нашептывает гнать. А еще получила вопрос, правда, не от учительницы воскресной школы, а от нашего верующего сантехника: «как же ты на машине ездишь, ведь Христос пешком ходил». У меня тут Женя еще споткнулась, а он говорит: «видишь, ребенок у тебя споткнулся, значит, моя правда». Нормально? Я ему ответила, что Христос, вообще-то, на ослике тоже ездил. Но я его явно не убедила.

    Оля, ты ошибаешься, утверждая, что у малодетных больше времени, чем у многодетных. Поверишь мне? :-)

    Поверю. В данной ситуации. Потому что имела ввиду не общее количество времени (даже бездетный может быть занят каждую минуту жизни), а именно свободного времени, в том плане, что его можно освободить, и никто из детей от этого не пострадает. Чем больше детей — тем меньше такого времени. Опять, конечно, с нюансами: двое болеющих деток будут занимать не меньше времени, чем четверо стабильно здоровых. Но в целом, в большинстве случаев: у малодетных все-таки свободного (от детей и их жизнеобеспечения) времени больше.

    Есть пути, которыми ты не ходишь, но о которых имеешь свое имхо. Если идущий иным (не твоим) путем человек скажет тебе, что твое мнение не вполне верное, ты не примешь его опыт.

    Спасибо за формулировку. Я понаблюдаю за собой :). Так сразу мне сложно подобрать достаточную группу примеров из своей жизни, чтобы я согласилась или опровергла это утверждение.

  16. Olga

    Перечитала наш диалог. Разговор немца с китайцем без переводчика, честное слово :-)
    Ты — стабильный работник виноградника и сеятель. Я — так, изредка, незаслуженно имею шанс сделать что-то.
    Поэтому, вероятно, взаимопонимание не на высоте.

    Ну вот опять. Чего ты себя принижаешь-то, а меня куда-то вверх забрасываешь. Лично мне показалось, что я наконец-то начала тебя понимать. У меня почему-то по общению на Правмире еще тогда-тогда совсем иное представление о тебе сложилось, наверное, ошибочное, и долго я была под влиянием этого иного представления. И в прежних наших диалогах неверно интерпретировала твои мотивы — вот даже так. Я тебе прибавила сложности излишне много. А ты проще, прямее. Это комплимет, если что :).

  17. Olga I.

    Ну вот, еще и правмир к ночи помянула, будь он неладен :-))) После него я слово «многодетный» не могу нормально воспринимать. Оно для меня навеки окрашено в дурные тона и четко ассоциируется с нехорошими свойствами личности :-)))

    Чего ты себя принижаешь-то, а меня куда-то вверх забрасываешь.

    По-твоему, кто лучше — китаец или немец? :-) Я ничего не принижаю и не завышаю. Говорю о нашей самоидентификации, назовем так. Как видишь себя ты и как вижу себя я. Кто мы есть на самом деле — там видно будет :-)

    Я даже если и посею чего, то на следующей неделе либо забуду полить, либо затопчу, либо выдерну ненароком.

  18. Olga I.

    Но да, я считаю, что если бы этот эксперимент был поставлен, то результат был бы именно такой: дети, начавшие посещение воскресной школы в отрочестве и до этого получавшие религиозное воспитание только в семье — пройдут более ровный в духовном плане путь, чем те, кто начал раннее посещение воскресной школы.

    Ключевой момент здесь, конечно, сослагательное наклонение…

    Однако давай пофантазируем. Предположим, разговор ведут два закоренелых материалиста-атеиста. Даже в этом случае станет очевидно, что будущий (духовный) путь ребенка будет в основном определяться не наличием/отсутствием в его раннем детстве образовательной организации как таковой. Влияние окажет добрая сотня факторов: качество педагогов, особенности ребенка, информационная среда, социальное положение, образование родителей и т.п. Сложная система непредсказуема (c)

    Теперь еще учтем самое главное, что не учли мои предполагаемые материалисты-атеисты.

    В сухом остатке — будущий духовный путь просчитать практически не реально. Единственный надежный способ — поставить рядом с детками маму с ее поразительной интуицией.

    Оль, по-любому, решающее значение имеет не ровность пути, но его финал.

    Мне на днях от одной преподавательницы воскресной школы довелось услышать, что когда водитель начинает обгонять впереди идущую машину — это ему бес на плечо садится и нашептывает гнать.

    Само собой, речь ведем о грамотных учителях.

  19. Olga I.

    Поверю. В данной ситуации. Потому что имела ввиду не общее количество времени (даже бездетный может быть занят каждую минуту жизни), а именно свободного времени, в том плане, что его можно освободить, и никто из детей от этого не пострадает. Чем больше детей — тем меньше такого времени. Опять, конечно, с нюансами: двое болеющих деток будут занимать не меньше времени, чем четверо стабильно здоровых. Но в целом, в большинстве случаев: у малодетных все-таки свободного (от детей и их жизнеобеспечения) времени больше

    И? Не поверила ты мне ни разу! Как я предполагала…

    Пойми, количество времени на детей и их жизнеобеспечение определяется в первую очередь не количеством детей. (Не будем брать семью, где деток больше 15, рассмотрим в среднем — от 2 до 5.)

    Количество детей займет свое почетное 16-ое место :-) в ряду прочих факторов — возраст детей и родителей, разница в возрасте, здоровье, характеры детей и родителей опять-таки, материальное положение, наличие энергичных помощников и т.д. (до утра перечислять можно).

    Ты двух больных vs. четырех здоровых как-то вскользь упомянула. Однако, напр., ежедневно готовить еду для аллергика совсем не то же самое, что для обычного ребенка. А если какая-то болезнь хроническая?

    Решающий момент для скорости и качества жизнеобеспечения без ущерба — наличие у мамы душевных сил. Которых дается все больше с каждым новым малышом :-)

    Да и опыт не пропьешь. У молодой мамы с одним пупсиком зачастую гораздо меньше свободного времени, чем у меня сейчас.

    «Большинство случаев» — это сферический конь в вакууме. Ох, не доверяешь ты мне…

    Блин, столько понаписала, а о главном-то вопросе забыла. К нашим баранам — сомневаюсь, что на вашем приходе малодетные из-за кучи свободного времени в воскр.школу детишек таскают. Может, просто не чувствуют в себе столько уверенности, что сумеют дать полноценное религиозное воспитание в семье, в отличие от правильных, грамотных, умеющих все многодетных? У вас там нет правмирских настроений?

  20. Olga

    И? Не поверила ты мне ни разу! Как я предполагала…

    Может быть потому, что это все-таки не совсем не мой путь :)))). Дело в том, что у меня не сразу четверо родились. Сначала я была мамой одного ребенка, потом двоих :). И не могу сказать, что количество детей занимает 16-ое место :).
    Кроме того, все те напасти, которые могут быть у единственного ребенка в семье, как правило, бывают и у детей в многодетной семье. Все эти аллергии, алалии, аденоиды, слабые желудки, вши и лишаи — можно до утра перечислять. Это практически не заканчивается.

    Но может быть, ты с такой формулировкой согласишься: при прочих равных условиях, у многодетных времени меньше чем у мам 1-2 детей. Так не лучше?

    Я понимаю, конечно, что твоя многодетность прекрасна. И думаю, что нагрузки твои не тотально отличаются от мам двоих девочек 12 и 8 лет, особенно учитывая твой опыт и работоспособность, а еще мужа :).

    Но если бы у тебя были двое девочек 3,5 лет и 1,8 на момент рождения третьей — говорила бы ты то же самое? Может быть, в этом нюанс: у нас многодетность — это, фактически, обязательно погодки. У всех. Трое, четверо — все маленькие сразу. То есть молодая семья прибавляет детей, пока может, не делая перерыва, а потом останавливается. Других семей на приходе, фактически, нет. Есть одна, где старший сын был рожден, по всей видимости, до воцерковления, а потом еще трое детей — подряд. Ваши многодетные — они какие? Тоже с погодками? И как водят в воскресную школу, например, ребенка 4 лет, если у мамы на руках еще двое младших, один из которых грудничок? Может, какой секрет есть, как это все осуществить?

    Решающий момент для скорости и качества жизнеобеспечения без ущерба — наличие у мамы душевных сил. Которых дается все больше с каждым новым малышом :-)

    Оль, умилилась.
    Правда, у меня силы с каждым ребенком почему-то убывали :))). Окончательное их истощение наступило по мере подготовки и сборам в школу подряд 4-х детей. Это заняло 5 лет беспрерывно.

    Влияние окажет добрая сотня факторов: качество педагогов, особенности ребенка, информационная среда, социальное положение, образование родителей и т.п. Сложная система непредсказуема (c)

    Это все твое стремление онаучить любой диалог, приблизить его к максимально точному :). Тут мы с тобой совершенно разные: я отбрасываю факторы, которые не могут быть учтены, и делаю условные выводы. Но ты условные не принимаешь, ты принимаешь только точные либо отказываешься принять решение. По крайней мере я тебя так вижу через интернет :). То ли характер такой, то ли результат долгой работы в ВУЗе. А точных выводов — да, нет. Но поговорить-то хочется :). Мы же не ищем ответы на вопросы для всех жителей планеты, вроде как только для себя — а для себя все равно не получится провести «чистый эксперемент» и собрать полностью все данные: ни лет жизни, ни возможностей не хватит.

  21. Olga

    Оль, представляешь какое дело: я каждый день помню, что у тебя на Покров был день рождения. И что я, болтая с тобой здесь все эти дни, тебя не поздравила. Но захожу в блог — и про день рождения не вспоминаю ни разу. Так что принимай извинения и поздравления!!! Счастья тебе семейного, полного-полного!!!

  22. Olga I.

    Оля, спасибо за поздравление! Я очень рада, что по жизни меня окружают совершенно замечательные, светлые люди, в числе которых ты занимаешь свое немаловажное место :))) Здорово, что ты у меня есть!

  23. Olga I.

    Оля, не называй меня «многодетной»!!! Слух мне режет. Воспринимаю, как обзывательство и злой намек на плохие стороны моей падшей натуры :))) Правмир даром не прошел, но давай воспользуемся эвфемизмом — скажем п росто, что у меня 3 дочки :)))

    Но может быть, ты с такой формулировкой согласишься: при прочих равных условиях, у многодетных времени меньше чем у мам 1-2 детей. Так не лучше?

    Так абсолютно верно. Будет единственная поправка, что «прочие равные условия» — очередной сферический конь в вакууме. В природе их нет :)))

    Но если бы у тебя были двое девочек 3,5 лет и 1,8 на момент рождения третьей — говорила бы ты то же самое?

    Конечно, не говорила бы! Вообще была бы неблагодарной, высокомерной, с ощущением собственной важности, великого подвига и чувства превосходства :))) Поэтому, вероятно, девочки мне даются с трудом и некоторым риском…

    Можно только поразиться крепкому репродуктивному здоровью женщины, которая рожает погодков. Она может таскать одного на руках, второго в коляске и при этом нормально выносить и родить третьего малыша. Я отношусь к тем женщинам, которые не вынашивают, а вылеживают беременность (в буквальном смысле, иначе все заканчивается грустно), поэтому не буди во мне зависть!

    В воскресную школу тоже не особо поводишь, когда живешь несколько месяцев подряд, лежа на диване. Чужие трудности не примеришь на себя, равно как и чужое счастье.

    Может, какой секрет есть, как это все осуществить?

    Открываю секрет :))) Осуществляется все у каждого строго в индивидуальном порядке :)))

    У кого-то есть активная бабушка, у кого-то гибкий рабочий график у мужа, у кого-то много денег и личный шофер. У кого-то ничего подобного нет, но в том случае и не в пользу будет детям воскр. школа.

    Я не близко знаю многодетных из храма. Они разные — есть с большой разницей между детьми (старшему 21, младшему 1 год), есть с маленькой. Деткам от 0 до 5 и не нужны никакие занятия вне дома, думаю так. А дальше — детки имеют свойство подрастать. Только не думай, будто я считаю, что 3.5, 1.8 и 0 — то же самое, что 12, 8 и 0. Я ж писала выше, что возраст детей играет большую роль в наличии/отсутствии времени. Однако этот фактор не статичен, он меняется ежегодно :)))

    Оля, но я нигде, окромя правмира, и не слышала, что, мол, рожайте, рожайте и рожайте. В реальной жизни (наверное, потому что видишь человека лицом к лицу) вообще эти темы не затрагиваются.

    Моя Даша (Слава Богу!) крепко спит ночью, встаем мы с ней поздно. В первой половине дня она добрая, гулит, играет, долго спит на балконе. Зато во второй половине дня у Даши натуральная дискотека. При этом приходится грузить ее в автокресло и ехать развозить девочек по занятиям. Пока доедем, от Даши пар идет — она упертая и горласит от души :))) Там все мамы-бабушки, пока дети, напр., на льду, читают, по магазинам ходят, в кафе сидят, а я с Дашей на руках танцую так, что потом спину тянет и руки отнимаются. Однако отгадай, кому в общем и целом лучше — мне или им? Они выматываются от вечных развозок, а у меня с собой портативная солнечная батарейка:)))

    Оль, умилилась.

    В смысле? Не будь у тебя душевных сил, случился бы надлом, а за ним выгорание. Тогда приготовить кашу на 1 персону и проводить-встретить займет весь день, потому что человек как бы парализован.

    Правда, у меня силы с каждым ребенком почему-то убывали :))). Окончательное их истощение наступило по мере подготовки и сборам в школу подряд 4-х детей. Это заняло 5 лет беспрерывно.

    А вот сейчас буду выражаться неприличными словами и заниматься рукоприкладством. ЁПРСТ!!! ТЯЖЕЛО ЕЙ, БЛИН, 4-Х НОРМАЛЬНЫХ, ЗДОРОВЫХ, КРАСИВЫХ, УМНЫХ ДЕТОК В ШКОЛУ СОБРАТЬ!!! НЕ СТЫДНО ТАКИЕ МЫСЛИ ДУМАТЬ??? ОТКУДА ВООБЩЕ В ГОЛОВУ ВЛЕЗЛО?

    Чего тебя истощает? Форму-канцелярию закупить? Читать-писать научить? С уроками посидеть по 25-му кругу? Совесть имей! Каждый день, именно КАЖДЫЙ ДЕНЬ радуйся, что в твоей жизни имеется аж 4 (прописью — ЧЕТЫРЕ) 1-х сентября. Даже спорить тут не буду. ЖИРНАЯ ТОЧКА.

    Совсем с жиру бесится народ. Одни буквы остались.

    От сборов в школу — прекрасная, приятная усталость, как после тренировки. Мышцы поболят, но станут сильнее! А эндорфинов выработается сколько! Это же целых 5 лет непрерывного, сумасшедшего счастья!

    Но поговорить-то хочется :).

    Ага :)))

    Как ты столько писать успеваешь? Мои сегодня на ужин пельмени будут есть (радости — море :)))) По телефону болтать удобнее — руки свободны, дела сделаны и все вопросы мироздания оговорены.

    Профессиональная деформация у меня очень заметна. Со мной в быту общаться невозможно — контролирую понимание после каждого предложения :))) Муж говорит, это невыносимо :)))

    Решения я тоже принимаю, опираясь на внутренний голос. Просто не делаю глобальных выводов там, где чистый эксперимент невозможен. Так, для своей ситуации только.

    З. Ы. Краснеющий смайлик. Вопрос назрел. Оль, если правда такая жесть с погодками, так выматываешься, то почему у вас на приходе все именно к 3-4 киндеров подряд рожают? «Политика» такая? С тобой вечно, как поговоришь, — или полное умиротворение, или взрыв мозга.

  24. Olga

    Оля, но я нигде, окромя правмира, и не слышала, что, мол, рожайте, рожайте и рожайте. В реальной жизни (наверное, потому что видишь человека лицом к лицу) вообще эти темы не затрагиваются.

    Я не знаю, есть ли в этом плане существенные различия в Тамбове и Питере. Возможно. Но у нас не нужно было говорить: рожайте-рожайте-рожайте. Это как бы само собой разумелось. И разумеется в какой-то степени. До сих пор молодые супруги горят глазами при виде многодетных и мечтают, когда же у них будет столько. Это воспринимается органично, само собой: рожать сколько Бог даст. И пока это не перешибаемо. Возможно, что поколение наших детей, уже имеющее в своем поколении верующих и рожающих, будут с большей долей рассуждения к этим вопросам подходить, чем как к простому физиологическому процессу.

    По поводу 3-4 — это момент истины, когда родители обычно понимают, что «рожать сколько Бог даст» — из раздела фантастики. Спотыкаются уже на третьем ребенке. Потому что пока двое малышей — еще так сяк. Третий — уже тяжело. Четвертый является пределом человеческих сил. Родители понимают, что больше — и они либо попадут в дурку (цитирую слова одной матушки), либо дети будут ущербны, обделены, брошены в самые важные годы своей жизни. И Бог не помогает тут. Он не может сделать резерв сил родителей волшебным образом бесконечным. Во внешних обстоятельствах (жилье, зарплата и т.п.) — да, но лично человека — нет. Либо Он может, но сам человек имеет предел и не вмещает. Душевные силы от Бога с рождением каждого ребенка — это прекрасно звучит. Но роды погодков настолько изматывают, что физически разрушаются все сосуды, эти душевные силы способные принимать. Поэтому и 3-4: мы все не сговаривались, просто были честны сами с собой — больше не понести. Предел у нас, горожанок, примерно одинаковый в силу, наверное, примерно одинакового набора исходных данных (возраст, образование, уровень жизни, жилищные условия, наличие помощников и т.п.). Единственная семья с 7-ю детьми, мне известная — не с нашего прихода. Семья одного протодиакона. Но там разница между детьми все-таки хорошая, года по 3-4. Это не то же самое, что рожать каждые полтора года. Возможно, у них в семье есть верующие опытные бабушки/дедушки, которые сразу рекомендовали не завидовать на неофитское «рожать сколько Бог даст», а не спешить: получается, что не спеша можно больше деток иметь. И молодые супруги, на мой взгляд, должны представлять оба пути: подряд 3-4 или с перерывами больше — чтобы для себя принимать решения: первый вариант предполагает, что еще довольно молодая мама уже окончит активную фазу воспитания детей, а второй — что активное материнство растянется на всю жизнь.

    Чего тебя истощает? Форму-канцелярию закупить? Читать-писать научить? С уроками посидеть по 25-му кругу?

    То, что ты описываешь, не самое сложное. Хотя и это тяжело. Потому что каждый ребенок имеет свою систему мышления и к каждому с уроками требуется разный подход. Но самое сложное для меня то, что я проводаю ребенка в мир и первое время сопровождаю его. Это не только отвести/забрать. Это теснейшие контакты с учителями, родителями, другими детьми, за счет которых я помогаю детям адаптироваться к коллективу и получить максимально комфортные условия для реализации своих способностей. В итоге к тому моменту, когда Женя пошла в школу, количество родительских собраний, посещаемых мною мероприятий, звонков учителей/родителей стало критическим. Отпускать начинает с 6-ого класса: последний рубеж, когда требуется вот такое мое участие — это переход из начальной школы в среднюю. Потом многое Ксения взяла на себя сама. Почти все то же самое, но в меньшей степени, касается секций: не только купить одежду и поддерживать ее в порядке, не только водить/забирать — но и выстроить со всеми правильные, плодотворные отношения и ввести детей в эти отношения, чтобы они заняли там свое место — а потом отойти. Вот что меня истощило. Но я вижу конец тунелля. И вижу, что не зря это делала и делаю.

  25. Olga I.

    Оля, душевные силы с рождением каждого ребенка — не «звучит» прекрасно, а так и есть, и оно действительно прекрасно. Просто у тебя не было пока шанса снизить темп и до глубины прочувствовать это.

    Раньше думала, что ощущаю прилив жизни от пупса только я. Однако девочки мои тоже заметили. Говорили, что не ожидали, насколько хорошо будет жить с малыхой. А Наташа как-то спросила — «мама, ты чувствуешь, как от Даши тепло?» :)) Муж ничего не спрашивал — что он тоже в счастье, видно по количеству цветов, которые он мне нынче дарит :))

    (Кстати, на радостях от Дашиного рождения муж сделал Наташе и Ане по дорогому подарку — купил им радиоуправляемую машину и радиоуправляемый катер :))) Все лето играл сам, с огромным удовольствием, не замечая даже, что девочек рядом нет :)))

    Про большие семьи за весь Питер не скажу. Я живу как бы на 2 прихода (рассказывала когда-то?), плюс есть многодетные знакомые. Все они разные. Вот честно-пречестно тебе говорю — что «рожать, рожать и рожать само собой разумеется», сейчас узнала от тебя :)))

    Многодетные люди (обсуждаем верующих) реально различны — есть богатые и небогатые, сознательные и «так вышло», с погодками и по ребенку в пятилетку, наглые и скромные, замотанные и счастливые. Всякие одним словом. Оля, я не вижу однотипности или какой-то системы. Поэтому снова задамся вопросом, почему в твоих краях все одинаковы? Как по схеме: 3-4 погодка — перегрузка — остановка.

    Впрочем, я ведь мало кого знаю близко. Внешнее впечатление, конечно, что маленькие погодки не прибавляют людям светлой радости и сочувствия к чужим проблемам. Каюсь, раздражалась на них. Намедни один папаша с тремя детьми (младшей по виду около 3-х лет) прорывался к Чаше, как танк, отпихивая мам с совсем младенчиками. Теперь не буду сердиться. Твой пост — что называется, a real eye-opener. Они не злые — сил у них просто нет. Пусть идут вперед, мы подождем. Загадкой для меня остается, на кой пытаться прыгнуть выше головы. Чужая душа — потемки. У всех свои мотивы.

    Оля, тебе ведь тоже тяжело! Сейчас вижу. Ты описываешь в деталях вещи, которые делались у меня как будто сами собой. Это как ходить — пока все нормально, идешь и идешь, а когда тащишь большой груз, то каждый шаг дается с трудом, замечаешь каждую ступеньку.

    Сил тебе и помощи Божией!

    Я добрых 10 лет расстраивалась, что здоровье у меня плохое. Сегодня я благодарю Бога. Даша — моя последняя лялечка (хоть батюшка и шутил после крестин, мол, давайте четвертую девочку :)), зато, несмотря на все трудности, даже на Анино преждевременное рождение, каждый младенец — в чистую радость, без надрыва, надлома, угрозы попасть «в дурку»… Ладно, пошли мы на свою дискотеку :)))

  26. Olga

    Как ты столько писать успеваешь?

    Уже не успеваю :).
    Или пока не успеваю :).

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.