Ребёнки.ру

С мыслью по жизни

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Август 5th, 2016

дефектология

 

Кажется, мы с Ксюшей нащупали подходящую для нее специальность.

Шли к ней окольными путями, на самом деле. В течение 7 класса им в школе начали задавать вопросы по профориентации. С 10 класса их разделят на профили: физико-математический, химико-биологический и гуманитарный. Ксюша думала о профессии юриста (я тут не при чем). Высказала слух эту мысль, и от одной из учительниц услышала, что на юриста идут только те, кто больше ничего не может :). Вот так меняются времена. В мои школьные годы профессия юриста была завидной. А сейчас юридическое образование, как и в целом гуманитарный профиль — это вроде как для тех, кто кроме как языком болтать больше ничего не умеет. Я понимаю, что это совершенно не справедливое отношение к гуманитарным наукам. И, возможно, Ксения тут не совсем объективно все передает. Но важно то, что субъективно она именно так все и восприняла. И однозначно для себя решила, что в гуманитарный класс она не пойдет.

Оставалось два варианта: физ-мат и хим-био. Физ-мат для нее — это слишком. Конечно, математику она не плохо знает, особенно геометрию. Но вот физика — это выше ее сил. Поэтому остался только один вариант — хим-био. Окончательно она с ним определилась, когда увлеклась психологией: читала разные статьи психологического характера, что-то там выписывала и решила, что именно с психологией свяжет свою жизнь, тем более что при поступлении потребуется биология — как раз нужный профиль. В ее понимании — раз для поступления требуется биология, то это уже не гуманитарная дисциплина, так что все нормально :).

Однако со временем от общего представления о психологии она перешла к вопросам о том, кем она будет. Конкретно. И оказалось, что ответа на этот вопрос нет. Психологом можно быть в самых разных сферах — от армии до детского сада. И сейчас сказать, чем конкретно она будет заниматься — не возможно. Опять же, наверное, никто в 14 лет не мог сказать, чем он будет заниматься в будущем. А если и говорил, то наверняка ошибался :). Но ей это важно, и из-за отсутствия четкой перспективы (вернее, из-за необходимости опять выбирать сферу деятельности) стали появляться сомнения.

Уже не помню как я рассказала ей о том, чем занимается дефектолог. Отталкивались от психологии, от работы с детьми. Я ориентировалась на Федю и других детей с алалией и о том, как нужна им помощь и как мало в этой сфере специалистов. Объяснила, что дети могут рождаться с нарушениями, которые можно поправить занятиями, пока они маленькие. Но это должны быть специальные занятия, которым нужно специально учиться. И если детям вовремя помочь, они к школьному возрасту могут компенсироваться и ничем не отличаться от остальных деток.

Ксюше это очень понравилось. Во-первых, потому что это редкая профессия. Я так думаю, что на нынешнем этапе ключевую роль играет то, как оценят профессию окружающие. Ксюшина профессия должна быть необычная, обязательно. И дефектолог — вполне подходит под это описание. Дальше — учиться нужно не в Тамбове. А она очень хочет уехать. Потом — сдавать нужно русский, математику и биологию: то, что она уже выбрала профилем и на что настроена.

Кроме того, мне кажется, ей очень подойдет эта профессия. Она требует самоотверженности, служения. При том, что у Ксюши будет семья, где не она будет дающим, где она будет брать, а не давать (я в этом не сомневаюсь), ей нужна и подходит профессия с большой самоотдачей.

Дальше — детей она любит. С сестрами и братом не всегда ладит — это да. Потому что тяжело воспринимает ситуации, где с ней кто-то конкурирует: они для нее не дети, они — ровесники, с равными правами в семье. Но маленькие дети — это совершенно другое, их она любит. И самое большое для нее счастье — что они ее тоже любят. Особенно это видно по Зоиным детям, Кириллу и Симе: они всегда Ксюшу обнимают, играют с ней, доверяют. Они к ней идут. Это важно, мне думается. Плюс чисто психологически самой Ксюше комфортно с теми, кто не требует доказывать свою состоятельность. Дети с нарушением развития — это именно то, что нужно. Они жизнью поставлены в такие обстоятельства, что невольно душу отдают за ласку и приятие. Они очень благодарные и умеющие ценить внимание. Они потрясающе умеют любить и заряжать этой любовью окружающих.

Ольга Ивановна Азова, которую я знаю очень давно и которая консультирует мам на Алалии.ру, сказала, что учиться нужно только в Москве и лучше всего в МПГУ. Сказала, что профессия сложная, так как с каждым годом «усложняется структура дефекта» у детей. Нужно будет вытаскивать очень сложных деток. Но если решиться этим заниматься, то потом вряд ли пожалеешь. Сказала, что конкурс сейчас не очень высокий и поступить не сложно. В прошлом году проходной бал был 162. Общежитием обеспечивают.

Плюс есть возможность принимать участие в олимпиаде МПГУ по русскому языку уже с 8 класса. Конечно, обогнать 11-классников вряд ли возможно. Но хотя бы опыта набираться, пробовать. Тем более что результаты олимпиады действительны в течение 4 лет. Победитель олимпиады получает 100 баллов по русскому при поступлении при условии, что ЕГЭ он сдал не меньше чем на 75, и автоматически зачисляется на любой факультет, где русский идет как вступительный экзамен. Наверное, Ксении можно будет попробовать уже в этом году: с 1 декабря идет запись на первый тур, который проходит заочно. По результатам заочного тура отбираются те, кто проходит во второй — они пишут олимпиаду в марте в Москве очно.

Я знаю, что все еще может измениться. Но пока вот так все складывается. Записала, потому что мне самой даже интересно: неожиданно повернулись обстоятельства, никогда не думали о дефектологии, и вдруг именно эта специальность встала перед нами как «та единственная, лучше которой уже ничто и не подойдет». И с какой стороны ни измерь — нет никаких препятствий для получения этой профессии. Так что на время вопрос можно считать решенным, выкинуть его из головы и просто жить и учиться. А там — время покажет.

Опубликовано в В семье, Наши дети каждый день

2 Responses

  1. luciana

    Профессию нужную Ксюша выбрала. С каждым годом деток, требующих особого подхода в развитии речи, становится больше. Да и МПГУ — это не плюшки со стола таскать. Учиться у столпов дефектологии — это внушительный вклад в свое будущее.
    Можно и в Тамбове выучиться. Моя подруга детства училась у нас в универе, но там год сурдо, год тифло, год логопедия. В общем всего по чуть-чуть. Далековато правда до Мск, особо не на катаешься домой. Но нужно пробовать. Лучше попытаться, чем потом сожалеет о несевершенной попытке.

  2. Olga

    Да, нужно пробовать. Главные аргументы — что Ксюша хочет :). Плюс теплые отношения с потрясающим специалистом в этой сфере, Ольгой Ивановной Азовой, которая вытянула море детей и на которую просто нельзя не равняться. Планка высока, конечно, ближе к делу будет понятно, потянет ли Ксюша.

    В Тамбове можно да — сурдо, тифло и логопедия в плане постановки звуков. Но когда речь нарушена на уровне мозговых изменений — от ЗПРР до аутизма — в Тамбове просто некому научить диагностике и реабилитации.

    Плюс в Тамбове сейчас очень мало бюджетных мест. На логопедию — 12. Пока льготники плюс по квотам пройдут — вообще мест не останется, только для стобальников или платно. А в Москве — 25 мест. В плане финансовом получается почти одинаково: содержать на бюджетном в Москве или платно в Тамбове учиться.

Leave a Comment

Please note: Comment moderation is enabled and may delay your comment. There is no need to resubmit your comment.