«Кто Она для нас?»
В поисках ответов на свои вопросы о Пресвятой Богородице наткнулась на книгу протоиерея Геннадия Фаста «Кто Она для нас? Православное учение о Богородице».
В этой маленькой книжечке собрано все, что касается почитания Божией Матери. Особое внимание уделено тому, чтобы отделить реальное от нанесенного за два тысячелетия христианства на образ Божией Матери.
С огромным интересом я прочитала первую часть книги, посвященную пророчествам о Богородице, упоминаниям о Ней в Евангелии и Предании, о догматическом учении о Богородице.
Вторая часть больше содержит указаний на некие отклонения в почитании Божией Матери, которые в истории Церкви приводили к выделению богородичных сект или неправославному отношению к Божией Матери внутри Православия.
Общий вывод, который я могу сделать: то мое расположение к Богу и Божией Матери, которое есть сейчас — на самом деле нормальное. Пресвятая Богородица не должна не только закрывать Собой Бога, но и почитаться наравне с Ним. К Ней не должно быть обращено тех же чувств и слов. Она — простая Женщина, Избранная Богом для великого и сверхнепростого служения. Она не родилась безгрешной и не была безгрешной, она совершала Свой путь от материнства к Богоматеринству и совершила его, обретя полноту Небесной Славы. По успении Она остается в земной жизни Церкви, став Матерью для всех верующих, которые могут обратиться к Ней за утешением и защитой.
Это не умаляет Божию Матерь, это заставляет по-новому взглянуть на Нее. И, возможно, Такая земная, Какой Она описана в этой книге, Она может быть гораздо ближе к человеку, чем Такая неземная, Какой я Ее хотела узнать.
Опубликовано в С мыслью по жизни, Чтение
Сентябрь 30th, 2011 at 02:41
Спасибо за рассказ, тоже захотелось почитать.
Октябрь 1st, 2011 at 23:00
Оль, я, может, чего-то не поняла. А как же наши песнопения «Честнейшая херувим…» ,»Царица Небесная», не поем же Царица земная. Нет, ну, конечно, с Богом нельзя никого сравнивать. И все-таки мы особо почитаем Божию Матерь, выделяем Ее среди других праведников и святых, ведь «звезда от звезды разнится в славе». Надо бы почитать, а то совсем непонятно мне это.
Октябрь 3rd, 2011 at 13:08
Вероника, да, для верного представления надо обязательно читать саму книгу, потому что это богословие, а богословие не терпит неточности.
В книжке не ведется речь о том, что Матерь Божья — Царица земная, наоборот, очень четко показано, что Она — Царица Небесная, что как Мать Царя Она Царица. И в то же время автору удалось показать Ее как Мать. Кто такая Мать — женщина, которая рожает, воспитывает и заботится. Царица далеко, а Мать — близко и понятно. Божия Матерь есть и то, и другое, но как Мать, как Женщину я Ее не знала, не могла подумать о Ней в таком ключе.
Октябрь 3rd, 2011 at 13:12
По поводу же «Честнейшую Херувим» и «Не имамы иные помощи» — автор говорит, что эти песнопения несут эмоциональную нагрузку, но не богословскую: то есть нет у людей оснований говорить, что Божия Матерь действительно лучше херувимов и что иной помощи кроме как Она у людей больше нет. Но приводятся слова прп. Серафима Саровского «Что Церковь облобызала, то и мы принимаем», так и с этим песнопениями: без них уже не мыслима Церковь.
Октябрь 4th, 2011 at 22:37
Понятно, с богословием я, конечно, спорить не буду.